На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автоблоги

112 517 подписчиков

Свежие комментарии

Где производились коллекционные модели автомобилей в СССР? До того, как китайские поделки заполонили наши магазины

Многие в детстве собирали модели автомобилей. Тогда нам было неважно, кто их выпускал. Сейчас, после того как китайские поделки заполонили наши магазины, мне стало интересно, кто их всё-таки производил. Об этом пост.
Родоначальником масштабных моделей в СССР в их современном понимании было ПО "Тантал", расположенное в городе Саратове.

 
Предприятие оборонного комплекса было создано в 1949г. на базе танковых ремонтных мастерских для выпуска электро- и радиоламп, а спустя 7-10 лет начался выпуск широкой гаммы сверхвысокочастотных вакуумных и твердотельных генераторов, являющихся элементной базой для сложнейших систем вооружения. 

До производства моделей "Тантал" производил детские игрушки, в том числе миниатюрные металлические танки и подобную тяжелую технику, причем, по свидетельству журналиста Ольги Протасовой, инициатором производства этих игрушек был директор завода Г.А.Умнов:

"Направление масштабных моделей появилось на заводе «Тантал» с легкой руки Георгия Умнова. Сначала предложили делать детские игрушки, с которыми в стране был не меньший дефицит, чем с любым ширпотребом. Первым появился мотоцикл «Урал», но как игрушка он не пошел — слишком тонкой оказалась работа, мотоцикл буквально рассыпался в детских руках. Начали штамповать танки. Они были грубоватыми и примитивными, зато не боялись не только грязи, но и проверки на прочность, которую им устраивали маленькие танкисты".

Точной хронологии этого производства найти не удалось, но, судя по всему, игрушечные "прамодели" "Тантала" изготавливались в конце 60-х годов. Впоследствии абсолютно такие же игрушки производились саратовским же предприятием "Серп и Молот". Можно предположить, что после организации массового производства моделей автомобилей, пресс-формы боевых игрушек были переданы с "Тантала" на "Серп и Молот". 

Где производились коллекционные модели автомобилей в СССР?

На сегодняшний день наиболее вероятной версией появления в производственной программе "Тантала" моделей можно считать следующую (основанную на воспоминаниях из разных источников): директор завода Г.А.Умнов привез из-за границы знаменитую модель Москвича-408 фирмы Dinky французского производства и загорелся идеей делать такие же модели у себя. Об этой версии свидетельствуют, в частности, воспоминания студентов Саратовского государственного университета, на мехмате и физфаке которого Умнов в 60-е годы читал лекции по экономике предприятий, при этом показывая в качестве примера промышленных моделей изделие Dinky Toys.

Приведенная версия несколько расходится с распространенным мнением о том, что модели производились под давлением вышестоящих органов, обременявших предприятия "оборонки" производством товаров широкого потребления в размере 10% от общего объема продукции. Скорее, можно предположить, что модельное производство появилось в первую очередь на энтузиазме руководителя завода, который просто вписал свою инициативу в производственный план. Кстати, что касается нормативов в 10%, они не вполне достоверны — в разные периоды в СССР производство гражданской продукции на оборонных предприятиях нормировалось по-разному и не так прямолинейно.

Справка:

Предприятими ВПК ведал особый орган — Государственная комиссия Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК),образованная Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в декабре 1957 года. Среди других основных задач ВПК было оперативное руководство и контроль за деятельностью оборонных отраслей промышленности, в том числе, в части ... выпуска товаров народного потребления и другой гражданской продукции в объемах, равных по стоимости фонду зарплат предприятий в отрасли. Есть и другие свидетельства этого норматива: "Например, было очень жесткое требование руководства страны, чтобы на всех оборонных предприятиях на один рубль зарплаты производилось на один рубль гражданской продукции". — Интервью Н.А.Шахова, зам. заведующего Оборонным отделом ЦК КПСС.

Но первыми моделями "Тантала" стали не "Москвичи", а модели мотоциклов. В 1969 году начинается их производство в инструментальном цехе. Первой моделью предположительно была модель мотоцикла Иж-Юпитер-2К в масштабе 1:24, выпущенная небольшой партией до 1000 штук. Позже выпускалась модель этого же мотоцикла в масштабе 1:30 и модель мотоцикла Днепр-2 в аналогичном масштабе.

Модель мотоцикла Иж-Юпитер 2К в масштабе 1:24 

Где производились коллекционные модели автомобилей в СССР?

В 1971-ом году появляется первая модель автомобиля — "Москвича-412", первоначально имевшая номер А1 (при этом маркировка первых моделей знаменитым номером 71 А1 включает цифры, обозначающие год начала выпуска модели). Конструкторы "Тантала" ориентировались на модель Dinky, которая была в их распоряжении, но они не копировали ее, делая собственный вариант по чертежам, специально привезенным с АЗЛК. Тем не менее, можно предположить, что некоторые конструктивные решения были все-таки позаимствованы от французского изделия — единственный, и такой же как на Dinky, открывающийся элемент — капот, способ его крепления — на пластине, практически идентичное днище, которое впоследствии было изменено в пользу более достоверной и детализированной версии, аналогичные колесные диски.

Модель Москвича-408 фирмы Dinky Toys, сделанная во Франции.


Практически идентичные днища Москвичей-408 Dinky и Москвича-412 А1 первых выпусков "Тантала" свидетельствуют о некоторых заимствованиях на первом этапе производства.



Где производились коллекционные модели автомобилей в СССР?

До конца 70-х модели производились на "Тантале", но в конце 70-х годов основное производство моделей передается из Саратова на завод "Радон" в городе Маркс Саратовской области, на тот момент входивший в состав производственного объединения "Тантал".

Очевидно, причиной переноса производства на "Радон" стал недостаток производственных мощностей инструментального цеха "Тантала", где в свое время начиналось производство. Известно, что на моделях 1976 — начала 1977 годов распространена "цинковая чума", одной из причин которой мог быть именно недостаток места для готовых отливок, из-за чего их забирали на окраску не до конца остывшими, что могло стать причиной появления дефектов. Впрочем, более распространенной версией появления чумеющих моделей является засвидетельствованное несколькими источниками использование для отливок вторсырья — цветного лома, в частности, старых карбюраторов.

Перенос основных масштабов производства на "Радон" состоялся предположительно в 1977 году, так как на моделях, выпускавшихся в тот период, именно после 1977 года случаи "чумы" резко сокращаются. Кроме того, есть свидетельства того, что в 1977 на "Радон" уже передавалось производство разработанной на "Тантале" модели ЗАЗ-969 А16. Но в Саратове по-прежнему делали оснастку и был участок опытной сборки, где новые модели примерно полгода выпускались в тестовом режиме и устранялись всплывающие их недостатки. После этого доработанная оснастка отправлялась на Радон.

Проходная и ДК "Кристалл" (на заднем плане) бывшего завода "Радон" в г. Маркс Саратовской области. 

После начала массового производства модели стали очень популярным товаром и, что по тем временам было еще более важно — не только внутри страны, но и за ее пределами. В середине 70-х годов был налажен экспорт во многие страны мира, который осуществлялся по линии ВО "Новоэкспорт". Хотя, в соответствии с некоторыми воспоминаниями, уже самые первые модели шли на экспорт в рамках поддержки экспорта советских автомобилей "Москвич". В пользу этого говорит также и то, что днища уже самых первых моделей 71 А1 были с названием модели "Москвич-412" латинскими буквами.

Экспорт был в то время крайне важной и выгодной сферой деятельности, так как позволял предприятию заработать валюту, на которую за рубежом можно было закупить отсутствующее в СССР оборудование или материалы. Поэтому модели, пользовавшиеся спросом в капиталистических странах — источнике т.н. "твердой" валюты, стали активно продвигаться за границу. Внешнеторговых организаций, через которые осуществлялись такие поставки, было несколько — есть свидетельства о поставках через "Автоэкспорт" (скорее всего, это были несистемные поставки для западных автодилеров, продававших советские машины), в конце 70-х и в 80-е годы обширные каталоги саратовских моделей выпускала организация "Запчастьэкспорт", в которых давались адреса для заказов моделей через данную структуру.

Еще одним ВО, с которым сотрудничал "Тантал", был "Трактороэкспорт", для которого с 1982-83 годов производились модели тракторов МТЗ-82 и ДЗ-117 в том же 43 масштабе. Но самый большой след в истории саратовских моделей оставило ВО "Новоэкспорт", которое в середине 70-х годов развернуло массовый экспорт продукции "Тантала" под своим брендом — в коробках с надписью NOVOEXPORT.

"В начале 70-х при оборонке образовалась некая структура «Новоэкспорт», которая получила уникальные права собирать по всей стране ширпотреб, реализовывать его за границей, отдавая до 80% валютной выручки предприятию. Однажды на «Тантале» возник представитель «Новоэкспорта» интеллигентный армянин Ионесян. Он заявился с целым ящиком, набитым итальянскими машинками, водрузил его на стол перед директоратом и, показав на танталовского «Москвичонка», авторитетно заявил: «Ваш лучше». На что замдиректора Хромов мрачно изрек: «Вот победят в Италии коммунисты, и у них будут лучше», — на полуострове кипела очередная заварушка. По словам представителя «Новоэкспорта», наш «Москвич» превосходил зарубежные аналоги и по качеству, и по точности воспроизведения. Ионесян рассказал оборонщикам о безумных иностранных коллекционерах, которые за любые деньги купят российские модельки, о евростандарте 1:43 и пообещал продвинуть на экспорт танталовские игрушки. И продвинул". 

Где производились коллекционные модели автомобилей в СССР?

Трудно сказать, сколько в этом разухабистом отрывке художественного вымысла и смелого полета журналистской мысли, очевидно, определенная доля правды есть, но на самом деле "Новоэкспорт" был не "некой структурой при оборонке", а внешнеторговым объединением при Министерстве внешней торговли СССР.

Логотип и надпись NOVOEXPORT появились на упаковке саратовских модедей в 1974-75 годах, но есть свидетельства того, что и до появления коробок под этим брендом на предыдущее "поколение" коробочек наклеивались надписи NOVOEXPORT, то есть, данная организация наладила экспорт за рубеж саратовской продукции еще в начале 70-х.

Можно также предположить, что переход упаковки моделей с прежних неврачных коробочек, которые делались на Саратовском печатном комбинате, на яркие полноцветные глянцевые коробки, печатавшиеся на Ленинградском комбинате цветной печати, тоже был связан с началом массовых поставок моделей в западные страны по линии "Новоэкспорта", так как ЛКЦП был в середине 70-х едва ли единственным полиграфическим комбинатом СССР, имевшим новейшее западное оборудование, позволяющее делать высококачественную упаковку для экспортного товара.

В советское время ЛКЦП также был знаменит производством игральных карт (т.н."атласных"), а также открыток, календариков и другой красочной полноцветной продукции. Комбинат располагался по адресу: пр. Обуховской обороны, 110/Карточный переулок 2х. В 2004 году КЦП прекратил свое существование. В 2006 году большая часть зданий была выведена из списка охраняемых и снесена. Осталось единственное здание главного корпуса, территория вокруг которого будет застроена жилым комплексом компанией ЛенСпецСМУ. 

Корпуса бывшего Ленинградского комбината цветной печати. 

Исчезновение новоэкспортовской символики с упаковки моделей в конце 70-х годов связано с переходом их экспорта к другой структуре — ВО "Запчастьэкспорт".

Стоимость моделей была отнюдь не демпинговой, их цена примерно соответствовала ценам в СССР при конвертации по официальному курсу.

Например, в немецких магазинах в начале 80-х годов "Москвичи" и "Жигули" стоили по 16,5 марок, "Волги" — 24,5, "Чайки" и РАФы — по 28,5 марок. В Голландии модели "Москвичей" в середине 70-х годов продавались по 15 гульденов. Пожалуй, наиболее успешно экспорт моделей шел во Францию, на волне поддержки активно экспортировавшихся в эту страну настоящих автомобилей. До сих пор больше всего советских моделей можно встретить именно во французском сегменте интернет-ауциона e-bay.

Более того, на волне успеха во Франции настоящих "Нив" ВАЗ-2121, некоторые французские фирмы стали самостоятельно проводить конверсии саратовских моделей. Так, во Франции настоящие "Нивы" использовались пожарными (саперными) частями и французская фирма GEMI делала конверсии модели А20 под служебные "Нивы" саперных частей некоторых регионов, где они использовались — Pompiеrs de Bormes, Pompiеrs de Les Arcs, Pompiеrs de Hyeres. Предположительно та же фирма делала конверсии саратовских "Нив" в модели машин, участвовавших в ралли-рейде Париж-Дакар по заказу французского дилера ВАЗа фирмы Poch (произносится как "Пок").8 

"Нива" французской пожарной охраны и две французские модели-конверсии из саратовской А20. 

Где производились коллекционные модели автомобилей в СССР?

В период расцвета модельного производства, в середине 80-х, продукция "Тантала" экспортировалась примерно в 40 стран мира, включая такие экзотические для СССР, как Панама или Япония. Высокий внутренний и внешний спрос привел к резкому росту объемов производства. Одним из наиболее интересующих коллекционеров вопросов до сих пор остаются тиражи выпускавшихся "Танталом" моделей, оценить которые практически невозможно — существуют только примерные прикидки наиболее редких моделей — таких, как А38 или А16, объемы выпуска которых оцениваются в воспоминаниях сотрудников величиной в 500-1000 штук. Что же касается общих объемов производства моделей, то их можно оценивать только косвенно, на основе публиковавшихся в то время статей о предприятии и его модельном производстве. Практически единственным доступным источником информации такого рода являются статьи журналиста Юрия Пятницкого, опубликовавшего в середине 80-х годов несколько материалов в различных изданиях на тему модельного производства "Тантала".

Так, в газетной публикации "Путешествие... на ладони": — В Саратове создано 10 миллионов оригинальных автомоделей" приводятся данные о совокупном объеме производства за 10 лет в количестве 10 миллионов моделей. Если учесть, что в первые годы объем выпуска ограничивался несколькими тысячами штук в год, можно предположить, что к началу 80-х производство вышло на уровень более миллиона штук в год.

В другой статье Пятницкого — "Автомобиль на ладони" в журнале "Техника-молодежи" (№3, 1985 год), фигурируют уже более конкретные данные и говорится о том, что "сейчас" выпускается два миллиона моделей в год. Однако сопоставление этих двух статей между собой дает еще большее число: так, в "Путешествии на ладони" говорится о том, что за 10 лет было выпущено 10 миллионов, а в "Автомобиле на ладони" приводятся данные о выпуске за 12 лет уже 18 миллионов моделей.

Производство столь массового масштаба имело соответствующие технологии. Разработка моделей — всех, кроме Руссо-Балтов осуществлялась по заводским чертежам. Все размеры пересчитывались в 43-й масштаб с огромных чертежей автозаводов, что обеспечивало саратовским моделям точную геометрию.

Производство на большинстве этапов было автоматизированным, основной объем ручной работы приходился на сборку (на сложных моделях включавшей более 300 операций), на которой было занято большое количество персонала: "Десятки девушек в белых халатах с молоточками, отвертками и пинцетами работают на сборке моделей" (Ю.Пятницкий. "Путешествие... на ладони").

В самом СКБ работали около 25 человек. Производственный процесс шел в нескольких цехах — в литейном цехе несколько автоматов отливали металлические детали — кузова, дверцы, крышки багажников и моторных отсеков. В цехе литья пластмассовых изделий также автоматы отливали пластиковые детали, которые покрывались "хромом" в другом цехе — гальванопластики, также в автоматизированном режиме.

Современное производство в 2000-е годы осуществлялось в значительно меньших объемах — так, в репортаже 2010 года саратовской телекомпании "Телеобъектив" с завода в Марксе говорится о том, что количество выпускаемых моделей примерно в десять раз уступает тому, которое было в советское время. В 2010 году, по словам корреспондента, производилось примерно 20000 моделей в месяц, то есть, порядка 240 тысяч в год. Приведенные в этом репортаже данные позволяют также уточнить и советские объемы производства.

Получается, что в советский период, в пик производства в 80-е годы выпускалось около 2,5 миллионов штук в год, что совпадает с приведенными выше оценками. Также можно заметить, что в такой же, примерно десятикратной пропорции уменьшилась численность сборщиц на производстве — если в статье Ю. Пятницкого говорилось о "десятках девушек" на сборке, то в репортаже 2010 года видно, что сборкой занимается несколько человек, то есть, уменьшение численности персонала также соответствует десятикратному снижению объемов производства. 

Где производились коллекционные модели автомобилей в СССР?

Надо отметить, что в советское время основной проблемой в создании моделей было отсутствие сложных копировально-фрезерных прецизионных станков, с помощью которых можно было изготавливать качественные пресс-формы. Именно отсутствие таких станков для нужд "несерьезного" игрушечного производства вызвало решение Министерства легкой промышленности СССР о закупке за рубежом готовых пресс-форм разорившихся Mebetoys и Politoys для производства ремейков, так как это было более дешевым и простым решением.

Модельное же производство "Тантала", с самого начала ориентированное на экспорт, позволило за счет валютных поступлений закупить такие станки и с их помощью самостоятельно производить пресс-формы для оригинальных моделей. Пресс-формы делались из жаропрочной легированной стали, имели до нескольких десятков элементов, которые должны были идеально стыковаться. В общем, производство моделей на "Тантале" в то время было вполне передовым и практически самодостаточным, причем оно не стояло на месте и развивалось — так, в нескольких публикациях говорится о том, что имелись намерения по внедрению робототехники.

Как уже упоминалось выше, масштабные модели производились и Казанским заводом "Элекон".

1969-й год можно считать датой рождения советского моделизма. Именно тогда производственное объединение «Тантал» выпустило первую в союзе масштабную модель. Но лишь в 1979 году с конвейера завода «Элекон» в Казани выехал первый игрушечный грузовик.

650 километров расстояния от Саратова до Казани сувенирный автопром преодолевал десять лет. И это вполне закономерно — когда в Саратове начали производить масштабные модели, было не совсем понятно, насколько перспективным окажется это направление. Как было и неясно, сможет ли один завод обеспечить запросы всех советских граждан и стоит ли занимать еще чьи-то производственные мощности ради производства игрушек.

Но семидесятые годы оказались временем настоящего прорыва для советского моделизма. К моменту, когда на «Элеконе» решили выпускать модели, копии автомобилей в масштабе 1:43 уже пользовались огромной популярностью. Их сметали с полок магазинов даже лучше, чем горячие пироги, а в стране появились первые коллекционеры. Поэтому к концу семидесятых оставался только один вопрос: «Почему грузовые машины до сих пор не выпускают?».

Несправедливость была исправлена в мае 1979 года. Модель самосвала КамАЗ-5511 стала первой моделью советского автомобиля, выпущенной в нашей стране, и сразу же завоевала любовь покупателей. У «микро-КамАЗа» (как его называла пресса) поднимался кузов, откидывалась вперед кабина и даже работала подвеска. Вся эта радость стоила 5 рублей 70 копеек при средней зарплате 168 рублей. То есть, в теории была доступна практически каждому советскому гражданину. На практике же, купить «микро-КамАЗ» было непросто. Этому способствовал и большой спрос, и вечный советский дефицит, и небольшой тираж, и система продажи через татарскую республиканскую базу «Росгалантерея». Но, как говорится, кто ищет — тот найдет. Сейчас модель КамАЗ-5511 с артикулом С-КН-846д является предметом гордости коллекционеров.

Наверное, именно поэтому, когда наступила перестройка, подкосившая немало серьезных предприятий, «Элекон» принял стратегически верное решение: выпуск масштабных моделей автомобилей остался в списке пяти выживших видов деятельности завода. Более того, если качество продукции флагманов моделизма «Тантала» и «Агата» после распада Союза заметно упало, то «Элекон», напротив, продолжил работать над усовершенствованием своих моделей. Прозрачные фары, резиновые шины, отменная детализация… Все это создавало и по сей день создает «Элекону» имидж одного из лучших российских производителей коллекционных моделей автомобилей.

Конечно, как и любое производство, работа «Элекона» не обходилась без ошибок. Причем, иногда весьма забавных. Например, на пожарный КамАЗ ставили раму от раллийного или выпускали бензовоз ЗИЛ-131 с надписью «Пиво» на цистерне, как новую модификацию. Вообще, 131-й ЗИЛ поначалу имел еще один недостаток, сразу же заметный опытным коллекционерам. Первые выпуски имели восемь отверстий в облицовке радиатора, вместо положенных десяти. Через несколько лет эту погрешность исправили. Но еще одна, не менее важная, осталась. Кабина машины выполнена не в заявленном масштабе. Она получилась больше, чем должна быть при масштабе 1/43. Это можно без труда увидеть, если сравнить, к примеру ЗИЛ-131 «Элекона» и такой же автомобиль, выпущенный китайским производителем. Но не ошибается только тот, кто ничего не делает. А потому коллекционеры прощали «Элекону» и белые покрышки на моделях, и недостаточное количество модификаций выпускаемых грузовиков.

Это вряд ли, помню МАЗ 503 самосвал появился гораздо раньше Камаза. Эту модель МАЗа помню у себя как себя помню, Камаза батя купил позже, когда они появились в продаже. Возможно из-за того что Мазаи выпускали у нас в городе, даже я успел поработать на том заводе и видел контейнера с заготовками моделей МАЗа.

Такие были. еще зил с шаландой. Я помню приобретал это в Эстонии. Лежат. коробки квелые - производство какое-то непонятное. . Если внимательно смотреть мою фотографию - там как раз есть коробка этого МАЗа 503 

Где производились коллекционные модели автомобилей в СССР?

Опытный завод металлической галантереи и сувениров г.Ленинград. Тоже делал машинки. Ассортимент так себе конечно был. И коробочки были не очень. Но тоже все до сих пор хранится. Правда у меня зеленый. 



вот такие помню на полочке и категорическое "руками не трогать!" 













































 


 

Картина дня

наверх