На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автоблоги

112 567 подписчиков

Свежие комментарии

Четыре года выделенным полосам в Москве

Этой осенью исполнилось четыре года с момента массового ввода выделенных полос в столице. Много копий было сломано в спорах о их необходимости или вредности. Попробуем проанализировать как они на самом деле изменили нашу жизнь.
Одна из первых выделенных полос на Звенигородском шоссе:


Массовое появление выделенных полос осенью 2011 года вызвало шок и бурю негодования у автомобилистов. Город и так задыхался в пробках, а теперь на основных магистралях стало на один ряд движения меньше (первая и единственная выделенка появилась еще при предыдущем мэре на Волоколамском шоссе. В рамках города она осталась почти незаметна). Однако, никто и не обещал, что автомобилистам станет легче жить.

Прежде всего стоит понимать, что основная задача выделенных полос – обеспечение бесперебойного движения общественного транспорта. Так чего же больше принесли выделенные полосы: вреда или пользы?

Ликвидация парковок
Пожалуй, главный недостаток организации выделенок в Москве – полная ликвидация при этом всех парковочных мест. Если на скоростных магистралях это оправдано, то на улицах это выглядит по меньшей мере странным.

Несмотря на мировой опыт, позволяющий располагать стоянку за полосой для общественного транспорта, в Мосеве выделенка в обязательном порядке ассоциируется с тотальной ликвидацией парковки. Столичные транспортники упорно отказываются от нашего предложения провести эксперимент с организацией стоянки за выделенной полосой.


Конечно, такое решение мало подходит для скоростных магистралей, но, например, на Большой Серпуховской улице оно было бы более чем уместно.


Ширина полос
Ещё одним недостатком московских выделенок являются их габариты. При организации спец полос для ОТ, как правило, просто очерчивали сплошной полосой уже отмеченный крайний правый ряд. При этом на на многих дорогах он являлся довольно широким, иногда до 7,5 метров. Это привело к образованию просто неадекватно широких выделенок.

Большая Серпуховская улица:


А ведь рецепт более рационального использования дорожного пространства очевиден: нужно либо сделать выделенные полосы за счёт сокращения ширины оставшихся полос, либо организовать вдоль правого края проезжей части парковку. К сожалению, во всем городе, был только один пример, когда (и то не сразу) было реализовано такое решение – Алтуфьевское шоссе. Хотя реально в городе множество мест, где его сделать так же. Например, Братеевский мост.



Выделенные полосы на бессветофорных магистралях
Возможно некоторым это покажется странным, но полосы для общественного транспорта в правых рядах на скоростных хайвеях почти бесполезны.

Одним из плюсов выделенок является то, что они позволяют снизить влияние дорожной обстановки на движение общественного транспорта. Основным сдерживающим фактором на улицах являются светофоры. Очереди перед ними скапливаются всегда, а уж в час-пик они плавно перетекают в заторы. Однако именно такие условиях являются идеальными для реализации всего потенциала выделенных полос: общественный транспорт не стоит в общей очереди к светофору, а просто объезжает её по отдельному ряду. Таким образом выделенная полоса становится максимально эффективна.

Что же происходит на бессветофорных магистралях типа Ленинградки? Дело в том, что причиной пробок там, обычно, являются совсем другие причины: неравномерность рядов движения, плохо организованные съезды и развязки, недостаточная пропускная способность прилегающих улиц и т.д. При пробках на таких дорогах, встают все ряды сразу – ведь нет светофоров, регулирующих выезжающие машины с близлежащих улиц. Из-за чего автомобили вклиниваются в общий поток, полностью перекрывая крайне правый ряд, то есть выделенку. Если же заторов на магистрали нет, то движение свободное по всем рядам, и никакого выигрыша для общественного транспорта, наличие отдельной полосы не дает.

Исходя из вышесказанного, можно с большой уверенностью говорить о том, что выделенные полосы на Звенигородском шоссе (на участке от ТТК до Крылатского) или на Ленинградском проспекте (на участке от ТТК до Сокола) малоэффективны. Имеются примеры, когда бессветофорным является только основной ход, а ОТ следует по светофорным дублёрам (как например, на Ярославском шоссе).

Кстати, вопрос, где в таком случае делать выделенку: на основном ходе или на дублёре - является весьма распространённым. Ответ на самом деле прост: если присутствует возможность – общественный транспорт нужно всегда пускать по основному ходу.
Причин несколько:
•ОТ в этом случае лишается помех из-за множества выездов из дворовых и прилегающих территорий.
• На дублёрах можно организовать полноценные парковки.
• Главный ход, как правило, быстрее.
• Меньшее число пересечений выделенной полосы и траекторий движения личного транспорта.

Cамой идеально организованной выделенной полосой является Ленинский проспект:


На нём присутствуют светофоры, имеются дублёры, но наземный транспорт идёт по основному ходу. Кстати, относительно недавно тут появился и ускоренный автобусный маршрут. По каким-то непонятным причинам, ему не достался 900-й номер (а соответственно, и обозначение на схеме линий метро), но де-факто, маршрут №144 является именно скоростным магистральным автобусным маршрутом.

\
Не все полосы для общественного транспорта одинаково полезны
Желание нарисовать выделенки на всех вылетных магистралях столицы приводило к настолько печальным последствиям, что на некоторых участках их пришлось демаркировать. В частности на Звенигородском шоссе, где никогда не было пробок, полоса для общественного транспорта их организовала. Абсурда добавляло и то, что полосой пользовался лишь один маршрут общественного транспорта. К счастью, благодаря усилиям разумной общественности (не без Probok.net в том числе) выделенку на самом узком участке удалось убрать и пробка исчезла. Также была отменена полоса общественного транспорта на участке Волоколамского шоссе приводившая к гигантским заторам, в которых, кстати, стояли и автобусы с троллейбусами.

По этому поводу повесили даже плакат;)


Делиниаторы
В первое время появления выделенных полос было очень много споров, относительно того, нужно или не нужно отделять их от основного потока различными инженерными препятствиями в виде специальных столбиков или бордюров.


Были даже два участка с пилотными проектами: Пролетарский проспект и Озёрная улица. Эксперимент показал (по заявлениям Мосгортранса) многократное снижение количества нарушителей и значительное увеличение скорости общественного транспорта. Была разработана большая программа по установке делиниаторов и на других участках магистралей, самым протяжённым из которых должно было стать Боровское шоссе от Новопеределкино до МКАДа.

Но эти нововведения не устроили дорожные службы: возникли проблемы с ремонтом и уборкой улиц (особенно зимой). Да и летом эти ограждения (резиновы, к слову) постоянно подвергались наездам личного транспорта и приходили в негодность.  От установки делиниаторов на новых участках отказались, а на экспериментальных – вскоре демонтировали. Разрешение ездить по выделенным полосам в выходные дни привело к полному отказу даже от обсуждения темы установки барьеров.

Система контроля
В условиях отсутствия делиниаторов, вся нагрузка по контролю за соблюдением режима выделенных полос, легла на системы видеоконтроля и сотрудников ДПС. Если последние стали попадаться на дорогах всё реже и реже, то число камер значительно возросло (часть комплексов видеофиксации нарушений так же размещена прямо на подвижном составе общественного транспорта).

Система контроля – одно из самых слабых мест в вопросе организации и функционирования выделенных полос в Москве. Многие водители уже давно выучили все места расположения камер, и успевают перестраиваться, чтобы не налететь на штраф. Выходит, что приходится рассчитывать на порядочность и понимание водителей.

Режим работы
Нельзя однозначно положительно относится и к тому, что выделенные полосы Москвы в основной массе своей работают только по будням. Многие дороги и в выходные дни загружены ничуть не меньше, чем в будни. Особенно это касается участков на выезде из города. Если на Севастопольском проспекте для выделенных полос можно устраивать выходные дни, то на Щелковском шоссе вовсе нет – там работающая выделенка нужна постоянно. Поэтому на Ярославском шоссе и Проспекте Мира полоса для общественного транспорта уже работает шесть дней в неделю в качестве эксперимента). Впрочем, чтобы водители не путались, режим работы должен быть один по всему городу, это наше мнение.



Перспективы развития
Столичные транспортники недавно сообщили новость о подготовка к вводу новых полос для общественного транспорта. В этот раз все выделенки уже пойдут не по магистралям в направлении центра, а будут предоставлять хордовые связи на периферии города, или позволят ускорить подвоз общественного транспорта из крупных районов к метро:
• Ул. Подольских Курсантов
• Хорошевское шоссе
• Хордовая связка: Лианозовский пр. – Череповецкая ул. – ул. Лескова – Широкая ул.
• Вешняковская ул. – Свободный проспект.

Стоит отметить, что Probok.net несколько лет выступал инициатором создания выделенных полос на ул. Подольских Курсантов (правда тут необходимость в них отпала в связи с окончанием реконструкции Варшавки) и Хорошевском шоссе. Пока же схема выделенных полос выглядит следующим образом:




Успешны ли полосы для общественного транспорта?
Несмотря на все вышеперечисленные проблемы, ввод новых полос больше не сопровождается бурей негодования среди автомобилистов. Водители к ним привыкли. Зато за четыре года выделенные полосы неплохо "раскатались" пассажирами. Где-то появилась возможность стабильно дожидаться транспорта, а не идти пешком. Кое-где отпала необходимость заходить в метро, чтобы проехать пару километров.

Растущий пассажиропоток привёл к тому, что на ряде полуэкспрессных маршрутов (903, 904 и 114) по выделенным полосам даже пришлось заменять часть обычных автобусов на "гармошки", т.к. простые одиночки в час-пик следовали переполенными.

Так что свою основную задачу, улучшение стабильности движения общественного транспорта, выделенные полосы выполняют. Не без ошибок, но, вроде, движемся в правильном направлении.
 
 

Картина дня

наверх