Небольшой очерк о ценах на бензин во времена, когда он стоит, как говорят, дешевле чем газировка.
Так это было или нет я не берусь утверждать, просто не знаю стоимость газировки пол века назад, но стоимость бензина смотрится смехотворной, в сравнении с сегодняшними ценниками.
В СССР все заправки, понятное дело, были государственные и на всех действовал единый прейскурант цен. Государственным комитетом ценообразования при Госплане СССР 29 ноября 1968 был утвержден прейскурант цен № 882, согласно которого с 1 января 1969г. устанавливались следующие розничные цены на бензин в СССР:
Бензины автомобильные
А-66 -ГОСТ 2084-67- 0р.60коп.
А-72- ГОСТ 2084-67 -0р.70коп.
А-76- ГОСТ 2084-67 -0р.75коп.
АИ-93-ГОСТ 2084-67 -0р.95коп.
АИ-98-ГОСТ 2084-67 -1р.05коп.
Авиационный Б-70 - ГОСТ 1012-54 - 1р.20коп.
Топливная смесь - ВТУ 30-8-63 - 0р.80коп. Экстра ВТУ НП 67-60 - 1р.00коп. Это смесь топлива и масла для мотоциклов и всяких двухтактных моторов.
В СССР все заправки, понятное дело, были государственные и на всех действовал единый прейскурант цен. Государственным комитетом ценообразования при Госплане СССР 29 ноября 1968 был утвержден прейскурант цен № 882, согласно которого с 1 января 1969г. устанавливались следующие розничные цены на бензин в СССР:
Бензины автомобильные
А-66 -ГОСТ 2084-67- 0р.60коп.
А-72- ГОСТ 2084-67 -0р.70коп.
А-76- ГОСТ 2084-67 -0р.75коп.
АИ-93-ГОСТ 2084-67 -0р.95коп.
АИ-98-ГОСТ 2084-67 -1р.05коп.
Авиационный Б-70 - ГОСТ 1012-54 - 1р.20коп.
Топливная смесь - ВТУ 30-8-63 - 0р.80коп. Экстра ВТУ НП 67-60 - 1р.00коп. Это смесь топлива и масла для мотоциклов и всяких двухтактных моторов.
Цены – в рублях за 10 литров. Цены были едиными для всех покупателей в рознице, разве что частникам бензин продавался за наличку, а государственный транспорт заправлялся по талонам. Действовали почти по всей территории СССР кроме отдалённых северных районов, там стоимость топлива, впрочем как и всего остального, была немного выше. Качество бензинов в целом соответствовало ГОСТам. Цена за 10 литров, а не за литр, устанавливалась потому как тогдашние механические бензоколонки имели градацию счётчиков в 5 литров. К тому же заправок было мало, и раз уж выезжал автовладелец заправиться, то заливал полный бак, а порой и пару канистр в запас. У дедушки, помню, вообще бочка на 200 литров в гараже стояла, оборудованная краником внизу, пополнялась время от времени «про запас».
Через несколько лет, в начале 70-х, бензин немного подорожал, в среднем на 5 коп, а низкооктановый А-66 начал выводиться из продажи. К середине 80-х был выведен из продажи и А-72, а так же смесь для двухтактных моторов мотоциклисты мешали на заправки уже сами, в металлическом ведре которое было на заправке специально для этих целей, там же можно было купить и масло.
Резкое подорожание произошло в 1978 году, и следующее за ним – в 1981 году. Цены выросли вдвое, 10 литров семьдесят шестого стали стоить уже 3 рубля, а этилированного АИ-93 – 4 рубля. Больше цены на бензин не поднимались до самого распада СССР, но стал наблюдаться дефицит топлива на заправках.
Резкое подорожание произошло в 1978 году, и следующее за ним – в 1981 году. Цены выросли вдвое, 10 литров семьдесят шестого стали стоить уже 3 рубля, а этилированного АИ-93 – 4 рубля. Больше цены на бензин не поднимались до самого распада СССР, но стал наблюдаться дефицит топлива на заправках.
Середину 80-х я уже застал, хоть был тогда еще ребенком, но помню как часто на заправках, их тогда было немного, заправочные шланги были обмотаны вокруг колонки, означали они отсутствие топлива. Наличие же топлива было видно издалека – по очереди машин и мотоциклов, выстраивавшихся у заправок. Мы тогда жили на Донбассе, в небольшом городе, возможно в других регионах и в крупных городах ситуация была получше.
Еще помню интересный момент, не знаю с чем связанный. В 90-м, или в 91-м на заправках появился один вид бензина и почти всегда он был в наличии. Этилированный АИ-93. Остальные отсутствовали, для нашей «Волги» 24-10 это было неплохо, ездила она на нем замечательно, а вот техника постарше нуждалась в настройках, поскольку никакого другого бензина не было, этим, «ядовитым» заправляли даже старые ЗИЛы и Газоны. Этилированный АИ-98 (примерно соответствует современному А-95) я не то, что не припоминаю в продаже, я про его существование даже не знал тогда, да и какие машины ним в СССР в 70-х и 80-х можно было заправлять – тоже сложно представить.
Еще помню интересный момент, не знаю с чем связанный. В 90-м, или в 91-м на заправках появился один вид бензина и почти всегда он был в наличии. Этилированный АИ-93. Остальные отсутствовали, для нашей «Волги» 24-10 это было неплохо, ездила она на нем замечательно, а вот техника постарше нуждалась в настройках, поскольку никакого другого бензина не было, этим, «ядовитым» заправляли даже старые ЗИЛы и Газоны. Этилированный АИ-98 (примерно соответствует современному А-95) я не то, что не припоминаю в продаже, я про его существование даже не знал тогда, да и какие машины ним в СССР в 70-х и 80-х можно было заправлять – тоже сложно представить.
Что можно сказать, подытожив. Цены на бензин в 70-х действительно были копеечными, и сравнимыми наверное, со стоимостью сладкой газировки с сиропом, но и зарплаты пропорционально, были не многотысячными.
Свежие комментарии