Однажды высокопоставленный сотрудник корпорации Nokia Ансси Ванйоки получил штраф в 116 000 евро за то, что проехался на Harley-Davidson со скоростью 75 км/ч в зоне с ограничением в 50 км/ч.
В суде, правда, ему удалось добиться уменьшения размера штрафа до 5900 евро. Но тем не менее — с такими штрафами особо не погоняешь. Меньше гоняешь — меньше ДТП в стране.Прямые и косвенные потери
Экономический ущерб от аварий складывается из прямых потерь, таких как стоимость разбитых машин, ремонта поврежденных участков дорог и лечения пострадавших, и косвенных, которые включают неполученный вклад от работы ставших инвалидами или погибших людей. В России ежегодно фиксируется 160 000 ДТП с человеческими жертвами, это гораздо меньше, чем в США, где личное средство передвижения — часть образа жизни и национальной культуры, но не так уж далеко от уровня Великобритании и Турции, уступающих нашей стране в несколько раз и по населению, и по числу автомобилей.
Ежегодно в дорожных авариях травмы получают 210 000 россиян, и каждый из них, попавший в больницу или ставший инвалидом, полностью или частично уходит с рынка труда. Так, инвалидом становится каждый пятый пострадавший в ДТП. В худшем случае, как бы цинично это ни звучало, оборачивается многолетними расходами системы здравоохранения на лечение и реабилитацию. Смерть же человека, особенно в трудоспособном возрасте, чревата многомиллионными потерями не только для родных и близких, но и для всего общества: по оценкам экспертов, эта сумма может достигать 9 млн руб. Треть погибших на дорогах — наиболее активного трудоспособного возраста (26–40 лет). Отсюда и те самые показатели экономических потерь: 1,5–2 трлн руб., или до 2% от ВВП.
Гибнущие страны
В прямом смысле убийственный показатель по смертям в ДТП у Индии — 150 000 в год. Это в 2,5 раза больше, чем в Китае (60 000), и в 3,5 раза больше, чем в США (40 000). Что мало удивляет тех, кто хотя бы раз наблюдал привычную для индийских городов картину: хаос на заполненных людьми, животными и машинами дорогах, где к тому же нет разметки и светофоров.
Спешим вас огорчить — в высокоразвитой России все тоже не слава богу. Правду осознавать нелегко. Можете проверить при случае. Опросите знакомых: спорим, что мало кто ответит правильно — на каком месте в этом рейтинге мы?
Внимание! Мы на 4-м месте (17 000 погибших). Это еще если не принимать во внимание число жителей. А если набраться храбрости и учесть этот показатель, то наша страна окажется на вершине списка: 120 смертей на 1 000 000 населения.
Даже с поправкой на уровень автомобилизации ситуацию не приукрасить — все равно попадаем в топ-3 стран, самых опасных для участников дорожного движения: 320 смертей на 1 000 000 автомобилей и мотоциклов. Из сравнительно развитых стран больше только в Марокко и Чили.
А как в Европе?
В странах Северной и Центральной Европы на дорогах гибнет в 5–6 раз меньше людей, чем в России (учитывая разницу в количестве населения). И дело не в только в скандинавской невозмутимости или немецкой дисциплинированности. В таких странах, как Норвегия или Швейцария, счет смертей идет всего на несколько сотен в год. И это результат продуманной политики повышения безопасности дорожного движения. В первую очередь — исключительное качество дорожной инфраструктуры (много средств вкладывается в информационные решения типа «умный город» и автоматические системы контроля трафика) и эффективность работы полиции.
С дорожной полицией в европейских городах шутить не любят. И если у нас знак ограничения скорости в 60 км/ч часто вызывает возмущение, то там ограничение до 30 км/ч на проблемных участках и в жилых районах — норма. Которую, кстати, соблюдают все. И не только потому, что такие законопослушные. Штрафы за нарушение ПДД здесь серьезные. Их размер, как, например, в Финляндии, может зависеть от дохода нарушителя. Скажем, в 2015 году бизнесмену Рейма Куисла выписали счет на 54 000 евро за превышение скорости на 23 км/ч.
«Мурманск» вымер
В России последнее десятилетие снижается и количество ДТП, и число пострадавших и погибших в них. И главная причина не в растущей сознательности водителей. Все зависит от цен на нефть! Экономический рост 2000-х позволил радикально изменить структуру автопарка: за 20 лет автомобили иностранного производства, отвечающие более высоким по сравнению с советскими и российскими стандартами безопасности, заняли почти 2/3 в общем объеме.
Однако статистика человеческих потерь по-прежнему напоминает военные сводки. С 2007 года жертвами аварий стали около 300 тыс. россиян (больше, чем живет в Мурманске, например). Еще примерно 3 млн человек получили ранения.
Традиционный риторический вопрос «Доколе?» в данном случае неожиданно обрел форму. Правда, назвать ее реальной непросто. Майские указы президента в числе прочих целей требуют к 2024 году снизить смертность на дорогах с текущего уровня в 120 человек на 1 000 000 населения до 40 человек и стремиться к нулевой смертности к 2030 году. Эксперты сомневались в реалистичности планов, да и МВД настаивает, что целевой показатель для 2024 года должен быть как минимум в два раза больше — 84 смерти на 1 000 000 жителей. Сейчас такой уровень у наименее благополучных стран Европейского союза: Румынии и Болгарии. Но даже его будет крайне сложно достигнуть.
Основные причины ДТП в РФ связаны с качеством дорожной инфраструктуры и уровнем подготовки и дисциплиной водителей. Почти каждая вторая авария так или иначе — из-за недостатков улично-дорожной сети, таких как отсутствие разметки или дорожных знаков, их неправильное размещение, разрушение полотна. По данным Росстата, около половины дорог регионального и местного значения не отвечают нормативным требованиям. Маловероятно, что пяти или десяти лет будет достаточно, чтобы существенно улучшить их по всей стране.
Текст: Вадим Зайцев
Свежие комментарии