На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автоблоги

112 516 подписчиков

Свежие комментарии

История автомобилей Citroen по годам

Первой автомобильной империей, как известно, стали Соединенные Штаты Америки, но вскоре у Генри Форда нашелся предприимчивый конкурент в Европе. Он смог выпустить первый по-настоящему массовый автомобиль, который выбирали французские президенты, на котором ездил Фантомас и который однажды спас жизнь генералу Шарлю де Голлю, а также трижды попадал в список десяти самых знаменитых авто ХХ века.

Человек, чью фамилию до сих пор носят автомобили этой марки, родился в семье крупного предпринимателя, который занимался драгоценными камнями. Андре Ситроен рано остался без отца: тот покончил жизнь самоубийством, когда мальчику было всего шесть лет. Наследство, правда, осталось неплохое, равно как и связи. Но, вопреки существовавшей в те годы традиции, молодой Ситроен совсем не хотел продолжать семейное дело. Вместо этого он пошел работать в мастерскую своих друзей, которые собирали детали для паровозов. Ему было 23 года.


Citroën B10. Прибл. 1924–1925 гг.

На заводе Ситроен наладил производство качественных зубчатых колес и вложил в это дело большую часть своего наследства, а потом получил патент. Шестерни оказались популярными — их покупали в Бельгии, Англии, увозили даже в Москву. Появилась первая серьезная прибыль, и тогда же будущая эмблема автомобильной марки, перевернутая V (именно так на схемах изображают конические шестеренки). Во Франции этот значок именуется «двойной шеврон».

В годы Первой мировой войны Ситроену удалось убедить правительство Франции в том, что он способен за три месяца наладить производство боеприпасов — французская армия тогда плохо снабжалась. Военные полагали, что это нереально, но Андре взял несколько кредитов и заключил договор с правительством. Новые заводы и правда выросли буквально за три месяца и начали выпускать больше снарядов, чем все остальные производства, вместе взятые. Чертежи своего первого автомобиля Ситроен заказал инженерам тогда же, в годы войны. Когда наступило мирное время, у него уже были, во-первых, наработки, во-вторых, хорошая команда специалистов, а в-третьих, деньги от выполненных военных заказов.

Андре Ситроен использовал в Европе те же методы, что и Генри Форд в Америке, — ему удалось изменить тогдашнее представление о личном автомобиле. Предприниматель начал с малолитражек, которые только и были по карману среднестатистическому французу в послевоенные годы. Первая модель, Citroën А, вышла в свет в 1919-м, и уже тогда автозавод ухитрялся собирать до ста автомобилей в день (по тем временам невероятно много). Эталоном автомобилестроения по-прежнему была Америка, поэтому Андре не ленился изучать опыт производства «Бьюиков» и «Студебекеров»: пройдет всего четыре года, и на его заводе будут собирать не сто, а триста машин в день.


Citroën Type A (5CV). 1919–1922 гг.

Французский предприниматель отлично понимал, что многое ему может дать качественная реклама, и придумал кучу интересного. Например, на заводе начали собирать игрушечные копии настоящих Citroën. Французские дети радостно катались на них, лишний раз привлекая к марке внимание взрослых. Потом Андре добился установки дорожных указателей с фирменным знаком своего автозавода. Наконец, в моду вошли «рекламные пробеги», когда группа специалистов просто отправлялась в какой-нибудь регион страны на автомобиле марки, громко нахваливая его по громкоговорителю. На стоянках проводились всевозможные розыгрыши и лотереи. Народу нравилось, и число покупателей после таких пробегов росло.


Citroën 2CV. 1949–1961 гг.

В 1922 году Андре Ситроен начал серию научных экспедиций на своих автомобилях. Это была уже даже не столько реклама, сколько, как сказали бы сегодня, тест-драйв в необычных условиях. На базе модели В2 разработали несколько гусеничных машин, и сначала участники пересекли на них Сахару, а потом весь Черный континент. После Африки Ситроен увлекся Азией и в 1931-м собрал еще одну большую экспедицию во главе с именитыми учеными. Она получила название «Желтое путешествие», или «Желтый рейд». Впоследствии этот маршрут неоднократно повторяли другие исследователи.


Citroën Traction Avant 11CV Commerciale (11D). 1955–1957 гг.

Ситроен первым начал приглашать посетителей, в том числе иностранных туристов, на экскурсии на свои заводы. В ходе таких туров можно было своими глазами увидеть европейский автомобильный конвейер, понаблюдать за этапами производства. Модельный ряд Citroën к тому времени существенно расширился: выходила культовая модель 5CV Trefle — «дамская» по внешним признакам, с тремя сиденьями, которые были расположены в виде листка клевера; линейка С, включавшая Citroën С4 и С6, причем последний разгонялся до 105 км/ч; а также другие модели — качественные современные авто с гидравлическими тормозами, передним приводом, независимой подвеской и, конечно же, запоминающимся дизайном, который впоследствии станет чуть ли не главным козырем Citroën.

У Андре Ситроена был особый подход к вопросу кадров, примерно как у Генри Форда. Он считал: для того чтобы наладить массовое производство, необходимо собрать лучших инженеров и хорошо оплачивать их труд. Для примера: в 1920 году начальник кузовного производства на его заводе получал 1000 франков ежемесячно, через три года эта сумма уже утроилась. Сотрудники предприятия вспоминали, что имелась и система поощрений: в конце года лучшим работникам вручали в качестве бонуса конверт с заслуженными бонусами, а иногда и с акциями предприятия. Интересно, что в конкурентной борьбе за европейский рынок с Фордом Ситроен использовал методы своего соперника.

Но в 1934-м грянул кризис, и для компании начались не самые безоблачные времена. Сказалась и горячность самого Андре, который любил вкладывать деньги в авантюрные проекты: банки перестали доверять ему, количество исков по долгам возросло, и братья Мишлен, основные кредиторы автозавода, начали понемногу прибирать к рукам дело всей жизни Андре. В январе 1935-го изумленному Ситроену пришлось уйти с должности президента компании и отдать контрольный пакет акций, что подкосило его. Он заболел и умер спустя несколько месяцев.

В годы немецкой оккупации конструкторы Citroën продолжали работать в обстановке строжайшей секретности. После войны выпуск ряда старых моделей был возобновлен. В 1948-м в Париже прошел автосалон, где показали модель 2СV. Она не была ни мощной, ни выдающейся в плане красоты, но стала крайне популярной из-за доступности и простой конструкции, что в послевоенные годы было актуальнее всего. Модель оказалась настолько удачной, что вплоть до 1990-го ее выпускали без каких-либо серьезных изменений.

Настоящий фурор произвела на посетителей Парижского автосалона в 1955 году новая футуристическая модель DS. Только за дни работы выставки на нее поступило 80 тысяч заказов, ведь помимо космической внешности автомобиль оснастили современными техническими наработками: гидропневматической подвеской, подвижными фарами, полуавтоматической коробкой передач. Впоследствии было придумано много разных модификаций, и модель собирали еще 20 лет — всего выпустили около полутора миллионов экземпляров.

Прекрасные дамы искренне полюбили модель AMI 6, которая вышла в 1961 году. Отличалась она довольно смелым наклоном заднего стекла под обратным углом. А уж лимузиноподобный SM, разработанный к 1970-му, и вовсе стал визитной карточкой компании, притом что у него под капотом был еще и 170-сильный мотор Maserati.

Из практичных, но запоминающихся моделей Citroën также стоит отметить внедорожник Mehari, выпускавшийся с 1968-го по 1988-й. Машина была совсем легкая — 570 кг, с двигателем объемом 600 кубических сантиметров, — но какая у нее была проходимость! Добавьте к этому яркую, но непритязательную внешность: ни окон, ни дверей, только мягкий верх, — вот почему модель стала хитом в развивающихся странах, а в Европе ее активно использовали в сельском хозяйстве, в лесничествах и на службе в полиции.

Во Франции Citroën был настолько же народной маркой, как у нас «Москвичи», «Запорожцы» и «Жигули», так что, само собой, его постоянно снимали в кино.

В 1965 году на экраны выходит лента «Фантомас разбушевался», и в фильме фигурирует летающий Citroën DS. У авто выдвижные консоли—крылья и хвост, в багажнике — турбореактивный двигатель. Любопытно, что, хотя полеты машины были экранным трюком, советские ученые в тот период серьезно занялись проектом летающего автомобиля. Машины французской марки присутствуют и в знаменитых комедиях про жандарма — «Жандарм женится», «Жандарм и инопланетяне», а также в многочисленных фильмах с Пьером Ришаром и в относительно новых лентах, таких как «Амели».

В трейлере фильма «Фантомас разбушевался» можно увидеть, как взлетает Citroën DS знаменитого кинозлодея

Что касается автомобиля Фантомаса, то, поговаривают, в Прибалтике есть несколько предприимчивых коллекционеров, которые, отреставрировав старый DS и прикупив голубую маску, отлично зарабатывают на свадьбах, с комфортом отвозя молодоженов в ЗАГС и обратно в образе гениального кинозлодея.

Отметим, что экстравагантность не всегда шла на пользу Citroën. В 1970-х грянул нефтяной кризис, а модели компании не были особо экономичными в плане потребления топлива. Поэтому продажи снова резко упали, как и в начале 1930-х. Пришлось временно сменить имидж и слиться с компанией Peugeot, что грозило полной потерей индивидуальности, хотя и помогло сохранить производство. Так Citroën существовал вплоть до 1990-х — это был концерн из двух марок, каждая из которых стремилась подчеркнуть свое отличие от другой. Последнее в итоге позволило компании выйти из кризис, и тут впору вернуться к африканской теме...

Вообще, надо сказать, что Citroën оставил особый след в освоении Черного континента, но, пожалуй, один из самых ярких эпизодов в этой истории произошел в 1993 году. Француз по имени Эмиль Лерей отправился в путешествие по Африке на своем доработанном CV2. Посреди марокканской пустыни случилась непредвиденная серьезная поломка, которую своими руками было не исправить. Любой нормальный человек впал бы в отчаяние, но у Эмиля был запас еды на несколько дней, и за это время он ухитрился... вы не поверите, разобрать свою старую машину и соорудить из части деталей некое подобие мотоцикла! Нет, внешне, конечно, это мало напоминало мотоцикл, но имело два колеса, довольно устрашающий вид и, самое главное, могло ехать со скоростью 20 километров в час! Лерей благополучно добрался до цивилизации, убедил полицию в том, что он не боевик, и даже заплатил довольно крупный штраф за въезд на несуществующем автомобиле.

1990-е годы — период возрождения компании Citroën. Самыми яркими моделями стали ZX, Хantia, которая продавалась с одиннадцатью вариантами двигателей, коммерческий фургон Berlingo, несколько минивэнов, а также модель Saxo.

Сегодня, как и прежде, популярна вся линейка С, а также продукция премиального подразделения DS, для которого даже разработана отдельная эмблема.

Особенно полюбился автолюбителям космический хетчбэк С4 — у него было несколько модификаций, но самая выдающаяся и стильная — та, у которой заднее стекло наклонено в обратную сторону, она сейчас не выпускается. Зато появился впечатляющий кроссовер С4 Cactus, при одном только взгляде на экстерьер которого вопросы о технических характеристиках кажутся уже не столь важными.

В России «Кактуса» пока нет, а вот немного смешной, на первый взгляд, но при внимательном рассмотрении весьма гармоничный и комфортный в управлении «кубик» С3 Picasso довольно часто можно встретить на российских дорогах. Имя у него, конечно, нетривиальное, но что говорить, если даже бюджетный, народный, практичный, простой и доступный седан французы гордо назвали Citroën C-Elysee.

Фото: Wikimedia Commons, Autowp.ru

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх