С момента проектирования этого семейства все входившие в него машины были рассчитаны на установку новых высокомобильных систем ракетного и артиллерийского вооружения, причем для каждой из них шасси подвергались определенной доработке и приспособлению.
В этой статье мы расскажем о самоходных пусковых установках (СПУ) оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) 9К72 и «Темп-С», а также первой береговой системе «Рубеж», смонтированных на шасси МАЗ-543.
![Ракетная пусковая установка комплекса 9К72 на шасси МАЗ-543 (фото автора)](https://r4.mt.ru/r2/photo29EA/20730729002-0/jpg/bp.jpeg)
Ракетная пусковая установка комплекса 9К72 на шасси МАЗ-543 (фото автора)
![Пусковая установка комплекса «Темп-С» на шасси МАЗ-543А (фото автора)](https://r1.mt.ru/r5/photoDDDC/20176874700-0/jpg/bp.jpeg)
Пусковая установка комплекса «Темп-С» на шасси МАЗ-543А (фото автора)
![](https://r1.mt.ru/r8/photo3F24/20399947549-0/jpg/bp.jpeg)
Ракетоносец МАЗ-543 — лучший четырехосный автомобиль Советской армии
Первоначально машину планировалось использовать только под монтаж ракетных комплексов, но впоследствии на базе МАЗ-543 были созданы новые боевые системы и обширный шлейф вспомогательных средств, превратившие его в самый...
Разработкой таких систем занималось специальное КБ завода «Баррикады» из Волгограда. Там же осуществлялись сборка и испытания прототипов, а серийное производство было развернуто на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения в Казахской ССР. За каждой ракетной системой тянулись длинные цепочки транспортно-заряжающих машин (ТЗМ) и подвижных средств обеспечения.
Ракетный комплекс 9К72 (1962–1987 гг.)
Прототип этой системы на автомобиле МАЗ-543 появился в мае 1962 года и стал победителем сравнительных испытаний. Его первый публичный показ состоялся 7 ноября 1965-го во время парада на Красной площади, и через два года ОТРК 9К72 с дальностью поражения 300 км был принят на вооружение. Он не имел никакого словесного кодового наименования, но в то же время проводилось проектирование еще более мощной ракетной системы «Эльбрус», название которой в ряде непрофессиональных источников ошибочно присваивали комплексу 9К72.
Удивительно, но весь этот комплекс умещался на одной автономной СПУ 9П117 для запуска баллистических ракет с жидкостными двигателями и различными боеголовками, в том числе ядерными. Конструктивно эта установка стала одной из самых оригинальных, богато укомплектованных и наиболее распространенных машин такого рода. Ее богатое оснащение позволяло самостоятельно выполнять весь цикл операций от погрузки и подготовки ракеты до ее запуска. На машине имелись двухсекционная стрела для подъема ракеты в вертикальное стартовое положение и откидывавшаяся назад кран-балка для ее перегрузки непосредственно с транспортной тележки без применения ТЗМ или обычного крана.
![Автономная ракетная пусковая установка 9П117 на автомобиле МАЗ-543](https://r1.mt.ru/r1/photo60AF/20953801851-0/jpg/bp.jpeg)
Автономная ракетная пусковая установка 9П117 на автомобиле МАЗ-543
![На параде в Москве пусковая система 9П117 ракетного комплекса 9К72](https://r1.mt.ru/r10/photoC8EE/20623020398-0/jpg/bp.jpeg)
На параде в Москве пусковая система 9П117 ракетного комплекса 9К72
![Ракетная пусковая установка 9П117 комплекса 9К72 в боевом положении](https://r2.mt.ru/r4/photoF3E6/20515311794-0/jpg/bp.jpeg)
Ракетная пусковая установка 9П117 комплекса 9К72 в боевом положении
В состав СПУ входили бортовые гидравлические и электрические системы, испытательная и пусковая аппаратура, собственная дизель-электрическая станция и средства заправки ракеты топливом и сжатым воздухом. Наиболее оригинальной особенностью являлись две трехместные боковые кабины (рубки) с входными дверями, круглыми окнами-иллюминаторами и местами для шести операторов. В их комплектацию входили: гидронасос, пультовая аппаратура, радиостанция, системы освещения и отопления, внутреннее переговорное устройство, бачок с питьевой водой, шанцевый инструмент, ящики для боеприпасов и запчастей. В боевом состоянии с ракетой и боевым расчетом из восьми человек СПУ могла передвигаться по шоссе со скоростью до 45 км/ч. Из-за чрезмерной насыщенности рабочим оборудованием она оказалась слишком сложной и дорогой, но наиболее практичной и эффективной.
![Модернизированная СПУ 9П117М на испытаниях в 21 НИИИ (из архива НИИЦ АТ)](https://r4.mt.ru/r8/photo00E0/20846093247-0/jpg/bp.jpeg)
Модернизированная СПУ 9П117М на испытаниях в 21 НИИИ (из архива НИИЦ АТ)
![Вывод в стартовое положение жидкостной ракеты с рамочным ограждением](https://r4.mt.ru/r5/photoACFC/20738384643-0/jpg/bp.jpeg)
Вывод в стартовое положение жидкостной ракеты с рамочным ограждением
![Крановая перегрузка химической ракеты на пусковую установку 9П117М-1](https://r4.mt.ru/r8/photoCAB7/20292238945-0/jpg/bp.jpeg)
Крановая перегрузка химической ракеты на пусковую установку 9П117М-1
![Экспортная пусковая установка 9П117М1-1 в Народной армии ГДР](https://r2.mt.ru/r10/photoA8BB/20069166096-0/jpg/bp.jpeg)
Экспортная пусковая установка 9П117М1-1 в Народной армии ГДР
С 1969 года на вооружение поступала модернизированная СПУ 9П117М с упрощенной односекционной стрелой, а заряжание ракеты производилось при помощи автомобильного крана. До середины 1980-х было собрано порядка 800 таких установок.
![Комплекс 9К72 из коллекции Артиллерийского музея в Петербурге (фото автора)](https://r3.mt.ru/r5/photo68C9/20961457492-0/jpg/bp.jpeg)
Комплекс 9К72 из коллекции Артиллерийского музея в Петербурге (фото автора)
![СПУ 9П117М с собственными электрогенератором и гидросистемой (фото автора)](https://r.mt.ru/r8/photoB2A6/20630676039-0/jpg/bp.jpeg)
СПУ 9П117М с собственными электрогенератором и гидросистемой (фото автора)
Ракетный комплекс 9К76 «Темп-С» (1963–1987 гг.)
Вскоре после рождения комплекса 9К72 появился новый ОТРК 9К76 «Темп-С» на шасси МАЗ-543А, служивший для запуска баллистических твердотопливных ракет с дальностью стрельбы до 900 км. Они помещались в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) и оснащались разными боеголовками, включая химические и ядерные. После долгих испытаний и стрельб комплекс поступил на вооружение и впервые был представлен на параде в Москве 7 ноября 1967 года.
![Комплекс «Темп-С» на шасси МАЗ-543А (реконструкция ЦКБ «Титан»)](https://r2.mt.ru/r7/photoC6C4/20407603190-0/jpg/bp.jpeg)
Комплекс «Темп-С» на шасси МАЗ-543А (реконструкция ЦКБ «Титан»)
Пусковая установка 9П120 оборудовалась бортовыми кузовными отсеками с входными дверями и местами для боевого расчета. В отличие от системы 9К72, гидравлическая система применялась только для привода гидроопор и подъема стрелы вместе с ТПК в вертикальное боевое положение, а всё остальное рабочее оборудование размещалось в спецфургонах на шасси грузовиков Урал-375. Так, вместе с упрощением и облегчением СПУ пришла необходимость создания для нее еще нескольких транспортных и перегрузочных машин, также смонтированных на шасси МАЗ-543А.
![Комплекс 9К76 в экспозиции петербургского Артиллерийского музея (фото автора)](https://r.mt.ru/r4/photo3BA0/20853748888-0/jpg/bp.jpeg)
Комплекс 9К76 в экспозиции петербургского Артиллерийского музея (фото автора)
![СПУ 9П120 с твердотопливной ракетой в транспортном контейнере (фото автора)](https://r4.mt.ru/r1/photo9621/20746040284-0/jpg/bp.jpeg)
СПУ 9П120 с твердотопливной ракетой в транспортном контейнере (фото автора)
Основная транспортная машина 9Т215 комплекса «Темп-С» служила для хранения и перевозки съемно-разъемного ТПК с ракетой без головной части и внешне отличалась от СПУ отсутствием средств подъема ракеты.
![Транспортная машина 9Т215 для перевозки контейнера с одной ракетой](https://r4.mt.ru/r2/photo29EA/20076821737-0/jpg/bp.jpeg)
Транспортная машина 9Т215 для перевозки контейнера с одной ракетой
Вторая транспортная машина 9Т219 применялась для транспортировки ядерных боеголовок в термоизолированном ТПК с системой поддержания заданной температуры. Перегрузку контейнеров на пусковую установку осуществлял войсковой автокран 9Т35.
![]() | ![]() |
Машина 9Т219 с контейнером для транспортировки ядерных боеголовок | Крановая перегрузка контейнера с боевым зарядом на транспортер 9Т219 |
К концу 1987 года в Советской армии находилось 135 систем «Темп-С», их небольшое количество экспортировали в ГДР и Чехословакию. Этот комплекс вошел в Договор о сокращении ракет средней и малой дальности (РСМД), был снят с вооружения и в 1988–1989 годах ликвидирован вместе с системами обеспечения.
Большинство советских ракетных систем регулярно появлялось на военных парадах на Красной площади, вызывая у советских граждан прилив патриотизма и чувства гордости за свою великую страну, способную разработать, построить и поставить на вооружение столь мощные и передовые колесные боевые машины. У военных атташе западных стран они вызывали совершенно противоположные чувства — яростную ненависть к Стране Советов, беспредельный страх за свое благополучное процветание и глубокую заботу о демократическом развитии своих соседей и самых отдаленных стран. В то же время, правительство США и руководство НАТО всеми силами пытались подвигнуть СССР на прекращение производства и полную ликвидацию своих подвижных ракетных систем.
![Ракетные установки комплекса 9К72 на Красной площади (из архива ИТАР-ТАСС)](https://r4.mt.ru/r7/photo3F02/20415258831-0/jpg/bp.jpeg)
Ракетные установки комплекса 9К72 на Красной площади (из архива ИТАР-ТАСС)
![В боевом строю ракетные системы комплекса «Темп-С» на шасси МАЗ-543А (из архива НИИЦ АТ)](https://r4.mt.ru/r2/photo6D3F/20545934358-0/jpg/bp.jpeg)
В боевом строю ракетные системы комплекса «Темп-С» на шасси МАЗ-543А (из архива НИИЦ АТ)
![Комплекс «Темп-С» на параде в честь 50-летия Октябрьской революции](https://r.mt.ru/r2/photoF51C/20769007207-0/jpg/bp.jpeg)
Комплекс «Темп-С» на параде в честь 50-летия Октябрьской революции
Запад особенно раздражали мобильные ракетные комплексы 9К72 и 9К76 «Темп-С», размещенные в европейских социалистических странах и способные поражать войска НАТО, находившиеся на ближних подступах к границам соцлагеря и территории СССР. В советские времена их удалось отстоять, но перестройка и разрушительная демилитаризация Советской армии стоили жизни одному из самых совершенных ОТРК «Темп-С».
Береговой ракетный комплекс «Рубеж» (1978–1989 гг.)
В 1970 году началась разработка мощного автономного противокорабельного берегового ракетного комплекса (ПБРК) 4К51 «Рубеж» ВМФ СССР, предназначенного для охраны и обороны военных объектов прибрежной зоны, обнаружения и поражения надводных целей в любое время суток и при любых погодных условиях. На вооружение он поступил в октябре 1978-го.
![Береговой комплекс «Рубеж» на шасси МАЗ-543М в транспортном положении](https://r1.mt.ru/r2/photo52AE/20215152905-0/jpg/bp.jpeg)
Береговой комплекс «Рубеж» на шасси МАЗ-543М в транспортном положении
Пусковая установка 3П51 на шасси МАЗ-543 или МАЗ-543М снабжалась поворотной платформой с системами наведения и пуска двух крылатых ракет с дальностью полета 80 км, хранившихся в ТПК и оснащенных фугасными или ядерными боеголовками. На платформе были смонтированы также кабина управления и радиолокационная станция кругового обзора с гидроподъемником антенны для установки ее на высоте 7,3 м. Источником электроэнергии являлся генератор с приводом от вспомогательного газотурбинного двигателя.
![Пусковая установка 3П51 с двумя ракетами и радиолокационной станцией «Гарпун»](https://r4.mt.ru/r2/photo8C88/20438225754-0/jpg/bp.jpeg)
Пусковая установка 3П51 с двумя ракетами и радиолокационной станцией «Гарпун»
![Противокорабельный комплекс «Рубеж» на охране побережья Румынии](https://r4.mt.ru/r2/photo4134/20661298603-0/jpg/bp.jpeg)
Противокорабельный комплекс «Рубеж» на охране побережья Румынии
С 1983 года выпускался модернизированный вариант «Рубеж-А» с СПУ 3П51М, смонтированной на шасси МАЗ-543М. В этом варианте обзорная радиолокационная станция повышенной дальности могла устанавливаться на автомобиле или на специальной вышке 40В6.
![Береговой комплекс 4К51 «Рубеж-А» в развернутом положении (из архива НИИЦ АТ)](https://r3.mt.ru/r2/photoC8A5/20884371452-0/jpg/bp.jpeg)
Береговой комплекс 4К51 «Рубеж-А» в развернутом положении (из архива НИИЦ АТ)
![Запуск крылатой ракеты «Термит-Р» с дальностью поражения 80 км (из архива НИИЦ АТ)](https://r1.mt.ru/r2/photo7EA2/20330517150-0/jpg/bp.jpeg)
Запуск крылатой ракеты «Термит-Р» с дальностью поражения 80 км (из архива НИИЦ АТ)
Береговые системы «Рубеж» поставляли в страны Варшавского договора, на Кубу, в Индию, государства Северной Африки и Ближнего Востока. В 2008 году им на смену пришел комплекс «Бал».
Важным применением шасси МАЗ-543А мог стать компактный подвижный ракетный комплекс «Копьё-Р» с 13-метровой межконтинентальной ракетой, разработанный в 1980-е годы в украинском КБ «Южное» и оставшийся лишь смелым проектом.
![Проект компактного межконтинентального ракетного комплекса «Копьё-Р»](https://r1.mt.ru/r2/photo15E0/20553589999-0/jpg/bp.jpeg)
Проект компактного межконтинентального ракетного комплекса «Копьё-Р»
В Пакистане МАЗ-543А послужил основой СПУ с баллистической ракетой Shaheen-1. В середине 1990-х на шасси МАЗ-543М базировался прототип пусковой установки С-125М Neva-SC с четырьмя крылатыми ракетами и цифровыми блоками управления.
![Пакистанская ракета Shaheen-1 на доработанном шасси МАЗ-543А (из архива СКБ-1 МАЗ)](https://r5.mt.ru/r2/photo11BD/20776662848-0/jpg/bp.jpeg)
Пакистанская ракета Shaheen-1 на доработанном шасси МАЗ-543А (из архива СКБ-1 МАЗ)
![Польская опытная пусковая установка крылатых ракет C-125M Neva-SC](https://r2.mt.ru/r2/photo924E/20999735697-0/jpg/bp.jpeg)
Польская опытная пусковая установка крылатых ракет C-125M Neva-SC
На родине, кроме ракетных систем, МАЗ-543М нашел не менее важное применение: на нем монтировали мощную установку залпового огня «Смерч», береговой артиллерийский комплекс «Берег» и нескольких видов зенитных пусковых установок комплекса С-300. Им будет посвящена следующая статья.
Свежие комментарии