Настал неприятный момент, когда на вашем автомобиле или другой турбированной технике турбокомпрессор потребовал замены или ремонта. И мне в таких ситуациях часто задают вопрос : « Что Вы посоветуете - отремонтировать турбокомпрессор или купить новый ? » На этот счет существует два противоположных мнения .
Но чтобы правильно ответить на этот вопрос , нужно разобраться в нем более подробно.В турбине есть два важных момента – гидроподшипники ( радиальный и упорный ) и балансировка ротора . Вначале о гидроподшипниках.
Как видно из картинки , ось ротора не имеет контакта со втулкой радиального подшипника , а «пята» упорного подшипника не контактирует с его опорными шайбами. Их разделяет реальная пленка масла ( черная линия ) достигающая иногда до 0,12 мм (для разных видов турбин эти зазоры отличны ) т.е. трения детали о деталь нет. Следовательно, предположив , что масло всегда чистое и не имеет механических микровключений , а кроме того , речь идет только об одностороннем вращательном движени , этот узел можно считать практически вечным.
Но что же тогда укорачивает жизнь турбокомпрессору ?
Частично мы на этот вопрос ответили ,предположив , что масло абсолютно чистое Но в реальных условиях так не бывает.
Далее . Назначение масла в турбокомпрессоре . Их два, одно - рабочая жидкость для гидроподшипников, и второе - охлаждение оси ротора турбины , которая разогревается выхлопными газами до значительных температур . Масло в турбину попадает из системы смазки двигателя под давлением , и на выходе из турбины масло стекает в картерное пространство двигателя «самотеком» .
В нем же присутствует избыточное давление продуктов сгорания топлива , прорывающиеся мимо поршней и колец. И чем больше это давление (т.е. чем больше износ двигателя) , тем больше давление газов в картерном пространстве , тем плотнее «пневматическая пробка» , закрывающая слив масла из турбокомпрессора , а значит ухудшается охлаждение оси турбины, что приводит к пригоранию и коксованию масла на оси , а образовавшийся кокс ускоряет износ колец лабиринтных уплотнений и опор гидроподшипников.Что бы бороться с этим явлением , практически во всех двигателях идет принудительная вентиляция картера . Но рано или поздно наступает момент, когда даже принудительная циркуляция не справляется с отводом картерных газов , а значит начинается интенсивный износ турбокомпрессора.
Это , безусловно , довольно общее описание этого процесса , но оно дает понимание того , что на рабочем двигателе правильно отремонтированная и новая турбины будут служить примерно один и тот же срок . И тогда возникает вопрос : « Зачем платить больше ?»
Второй важный момент – это балансировка ротора . К счастью автовладельцев , на сегодняшний день в Украине появилось новое технологическое высокоточное оборудование ( балансировочные и добалансировочные станки , разгонные стенды и т.д.) как отечественного так и импортного производства , позволяющие производить балансировку роторов с требуемой точностью .
А теперь , что касается качества ремонтов. Оборудование достойное уже имеем. Появились по доступным ценам и запчасти для турбин импортного производства. А кроме того , ремонтниками турбин уже накоплен достаточный опыт ремонта уже новых , более сложных турбин. Да и уровень подготовки специалистов значительно вырос , высшее образование среди них не редкость.
Поэтому , статистика, по крайней мере по нашему предприятию показывает процент « возвратов » не более 1,5 % , но в новых турбинах этот показатель еще ниже , за счет исключения ручного труда.
Но чаще всего турбокомпрессоры выходят из строя из-за небрежности эксплуатации , попадании инородных тел в турбинные и компрессорные колеса , перегрев двигателя. попадание охлаждающей жидкости в масло, ошибки при установке ТКР, низкое давление масла, забитый катализатор или сажевый фильтр, засорение сливного или подающего маслопроводов и некоторые другие причины. Они выводят из строя в равной степени как новые так и восстановленные турбокомпрессоры .
И , подведя итог всему сказанному, я сделал вывод , что турбокомпрессор экономически целесообразней ремонтировать , а не покупать новый. Тем более что и цена новой в 1,5 – 3 раза ( а иногда и более ) выше восстановленной. Но убедиться в этом , конечно , нужно самостоятельно…
Свежие комментарии