Под давлением правительства, пытающегося не допустить массовых сокращений персонала, промышленники выстраиваются в очередь за новым антикризисным инструментом — 52,5 млрд руб., заложенными на обеспечение временной занятости и переобучения работников.
Автоконцерны уже начали оформлять запросы на высвобождение более 10 тыс. человек, схему хотят использовать КамАЗ, ГАЗ, АвтоВАЗ и "Соллерс".
Их опытом планируют воспользоваться и другие машиностроители. В целом средств может хватить на содержание почти 730 тыс. человек до конца года.
Но эффективность инструмента вызывает вопросы: работники смогут получать за счет государства в среднем втрое меньше своей зарплаты — около 8 тыс. руб. в месяц.
Вчера состоялось заседание правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова, на котором, в частности, обсуждались меры поддержки российского автопрома.
Речь шла о программах утилизации, госзакупок, стимулирования лизинга, но "центральной темой было сопровождение возможно высвобождаемых работников", сообщили в аппарате первого вице-премьера: "Игорь Шувалов делал акцент на том, что нельзя допустить увольнений квалифицированных сотрудников, которые будут нужны на предприятиях после того, как восстановится спрос".
Среди ключевых мер рассматривались переобучение и дообучение, привлечение на общественные работы, развитие самозанятости и переезд к новому месту трудоустройства.
В условиях невозможности массовых сокращений персонала автоконцерны (АвтоВАЗ, КамАЗ, "Соллерс" и группа ГАЗ) претендуют на часть из 52,5 млрд руб.
, заложенных в антикризисном плане правительства для обеспечения временной занятости работников, которые находятся под риском увольнения, их переобучения и стажировки (план также предусматривает до 30 млрд руб. на выплату пособий по безработице)."Речь идет о том, чтобы сохранить не задействованных на производстве работников в штате, но занять их, например, переобучением или повышением квалификации",— рассказывает один из источников на авторынке.
Другой собеседник уточняет, что сотрудники могут работать параллельно неполную рабочую неделю или вовсе не участвовать непосредственно в производстве, а зарплаты им будут выплачиваться из бюджетных средств на уровне прожиточного минимума.
Эти условия оговорены в постановлении правительства от 22 января. В Минтруде пояснили , что субсидии будут доводиться до предприятий через регионы.
Чтобы получить их, местные власти должны представить программы с мерами по снижению напряженности на рынке труда.
Пока, уточнили в министерстве, подобных заявок не поступало — сначала регионы должны собрать информацию от предприятий.
Сокращения в автопроме начались в 2014 году на фоне падения рынка на 10%. АвтоВАЗ сократил порядка 13 тыс. человек, на заводе Ford Sollers во Всеволожске уволены 700 сотрудников, на петербургском General Motors — около 500. В этом году участники рынка ожидают его падения на 20-30%. АвтоВАЗ объявил о сокращении еще 1,1 тыс. человек. Уже около 200 человек уволены с завода Volvo Trucks в Калуге. Вчера стало известно, что Nissan планирует сократить 357 сотрудников.
В КамАЗе подтвердили , что уже направили свою программу высвобождения сотрудников властям Татарстана.
В документе указаны график потенциальных временных работ и возможности по обучению примерно для 10 тыс. человек. С 6 февраля КамАЗ уже сам ввел общественные работы по пятницам (с 24 ноября 2014 года на заводе четырехдневный рабочий график), за них сотрудники получают по 800 руб. в день. УАЗ (входит в "Соллерс") также представил предварительную заявку на 350 млн руб.
При департаменте занятости Ульяновской области уточнили, что "пока о конкретной сумме говорить рано, региональная программа еще не готова". В Ford Sollers (объединяет российские производства Ford и часть заводов "Соллерс") также "заинтересованы в дополнительных мерах поддержки персонала в текущих условиях".
Обсуждает условия получения субсидий с областным и тольяттинским центрами занятости и министерствами и АвтоВАЗ. Количество высвобождаемых сотрудников на заводе не уточняют. Вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева пояснила, что "проводится оценка возможного снижения занятости на предприятиях и прорабатывается программа обучения сотрудников на период падения объемов производства для сохранения высокотехнологичных рабочих мест".
Вслед за автоконцернами подтягиваются и другие машиностроители: заместитель гендиректора корпорации НПК "Уралвагонзавод" Алексей Жарич сообщил , что компания также обратилась с инициативой в правительство Свердловской области выделить 600-650 млн руб. для обеспечения временных рабочих мест и переобучения до 5 тыс. сотрудников предприятия в Нижнем Тагиле.
В автопроме подчеркивают: механизм предоставления субсидий пока непонятен.
В Минэкономики пояснили, что нормативные акты, касающиеся механизмов выплат, на данный момент "находятся в разработке".
Каждый регион устанавливает свой прожиточный минимум, например, в Самарской области — это 8557 руб., в Свердловской — 8934 руб., в Ульяновской — 7918 руб., в Нижегородской — 8077 руб. в Татарстане — 7440 руб.
Таким образом, теоретически с марта по декабрь в рамках данного антикризисного инструмента правительство может избавить от увольнения около 729 тыс. человек. Но Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" отмечает, что средняя зарплата квалифицированного сотрудника автозавода примерно втрое больше — 20-30 тыс. руб., поэтому вряд ли с помощью субсидий удастся реально избежать социальной напряженности. Эта мера, полагает аналитик, может быть только временной — не более чем на три месяца. За этот срок автопрому и прочему машиностроению точно не удастся переломить кризисные тенденции.
По данным Росстата, в январе производство легковых автомобилей в России сократилось на 25,7%, до 85,1 тыс. машин, по сравнению с декабрем 2014 года оно упало на 44,8%.
Выпуск грузовиков снизился на 13,6%, до 2,6 тыс. машин, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 82,6% по сравнению с предшествующим месяцем. Производство автобусов упало на 29,1%, до 791 штуки, по сравнению с декабрем — на 84,3%. Выпуск грузовых вагонов в январе сократился на 58,3%, до 1,8 тыс. единиц, по сравнению с декабрем — на 46,1%.
Продажи легковых автомобилей в январе, по данным Ассоциации европейского бизнеса, упали на 24,4%, до 115,4 тыс. машин. Лидер рынка АвтоВАЗ сократил продажи на 26%, до 17,5 тыс., продажи группы ГАЗ упали на 57%, до 1,8 тыс. машин, "Соллерса" — на 15%, до 3 тыс. автомобилей.
По данным "Автостата", продажи грузовых автомобилей в январе упали на 28%, до 4,8 тыс. машин, а рынок легких коммерческих автомобилей сократился на 25,6%, до 6,8 тыс. машин.
Продажи КамАЗа снизились на 32%, до 1,6 тыс. машин.
Свежие комментарии