Легендой автомобиль может стать по-разному. Порой не нужно бить рекорды продаж, побеждать на конкурсах красоты, а также влюблять в себя покупателей и экспертов. Чтобы попасть в историю, красивейшему концепт-кару Chrysler второй половины 1950-х достаточно было пойти ко дну! В буквальном смысле.
Chrysler понадобилась помощь итальянцев
В конце 1940-х в инженерно-техническом плане модели Chrysler, Dodge и Plymouth считались даже более продвинутыми, чем одноклассники из GM и Ford. Однако стиль хромал на обе ноги.
Фото: story-cars.com
Тогда президент компании Кауфманн Тума Келлер нанял Вирджила Экснера — одного из самых известных в то время американских дизайнеров. Бывшего подшефного Раймонда Леви и штатного стилиста Studebaker поставили управлять студией экспериментальных разработок Chrysler. И Вирджил развернулся на всю катушку.
По сути, именно ему принадлежит идея творческой кооперации с итальянским ателье Ghia, результатом которой стал целый выводок концептов, известных как Idea cars — автомобили-идеи.
Итальянцев выбрали из-за дешевизны
Почему именно Ghia? Почему вообще Европа? Всё очень просто. В 1950-х Италия ещё не считалась законодателем автомобильных мод всего мира. Это случилось чуть позже — в 1960–1970-х. Зато сразу после войны расценки итальянских карроцерий были феноменально низкими.
Настолько, что дешевле было нанимать мастеров Ghia для постройки концептов и прототипов по американским лекалам. Даже с учётом транспортировки, таможни, страховки и прочих расходов получалось выгоднее, чем целиком делать машину в Штатах. Ну а маркетологи Chrysler превратили всё в модную задумку. Мол, настоящий американский автомобиль с настоящим итальянским флёром!
Фото: story-cars.com
И дело пошло. Вирджил и его подчинённые со скоростью штамповочного станка выдавали дизайнерские идеи, а рукастые парни из Ghia, работавшие почти за еду, воплощали их в металле и пластике.
Chrysler Norseman был одним из последних в серии Idea сars
Всего создали более двух десятков прототипов, и они полностью изменили представления о дизайне Chrysler. Построенные в Италии концепты оказали огромное влияние на стиль американских автомобилей 1950-х и помогли карьерному росту самого Вирджила Экснера, быстро запрыгнувшего в кресло главного дизайнера всего Chrysler. Но повезло не всем. Одной из последних машин в линейке Idea cars суждено было войти в историю по другой причине.
Chrysler GS-1 — одна из машин серии Idea cars
Фото: story-cars.com
Поэтому Norseman получил удлинённое крайслеровское шасси 1955 модельного года и 5,4-литровую «восьмёрку» с полусферическими камерами сгорания. Знаменитый мотор HEMI выдавал почти 240 лошадей и сочетался с автоматической коробкой передач Powerflight с кнопочным переключением на руле.
Norseman представлял собой типичное купе эпохи детройтского барокко. Огромные габариты — в длину лишь немногим короче шести метров — океан хрома, эффектные стилистические излишества, вроде подъёмных фар и панорамного лобового стекла, заказанного специалистам фирмы PPG. Но главное — крыша!
Уникальной машину сделала конструкция крыши
Подчинённый Экснера Билл Браунли — дизайнер, отвечавший за экстерьер, предложил так называемую крышу кантилеверного типа. Кантилеверными часто бывают мосты со структурным элементом конструкции, который поддерживается только с одной стороны.
Так было и здесь. Взгляните — крыша Норсмэна как бы растёт из кормы, накрывает салон словно арка моста и обрывается только в зоне ветрового стекла. При этом у автомобиля нет ни передних, ни центральных стоек крыши!
Фото: story-cars.com
Ничуть не хуже смотрелся и салон с четырьмя индивидуальными креслами и сервоприводами. Словом, концепт, обошедшийся «Крайслеру» примерно в 200 тысяч долларов, обещал стать хитом американских мотор-шоу 1957 года.
Работы на итальянской стороне заняли около 15 месяцев, и 17 июля 1956-го Chrysler Norseman погрузили в трюм трансатлантического лайнера Andrea Doria. Через девять дней его ждали в Нью-Йорке.
Фото: story-cars.com
Итальянский лайнер не дошёл до Нью-Йорка совсем чуть-чуть
Всё случилось уже у самого финиша. Около 23:00 25 июля, находясь в нескольких часах от нью-йоркской гавани, Andrea Doria столкнулся со шведским лайнером «Стокгольм». Оба судна получили серьёзный урон, но «швед» хотя бы остался на плаву, а «итальянец» завалился на бок и через несколько часов затонул.
Трансатлантический лайнер Andrea Doria. Фото общественного достояния
Жертвами кораблекрушения стали 51 человек и Chrysler Norseman — «пассажир» грузового трюма номер «2». Конечно, на фоне человеческих жертв сожаления о погибшем автомобиле выглядят кощунством, но в Крайслере были безутешны. Столько сил и средств насмарку! Строить второй экземпляр кантилеверного купе не стали. То ли вся документация возвращалась в США тем же рейсом, то ли посчитали бессмысленным откладывать дебют модели ещё как минимум на год. Так красивейший автомобиль и стал легендой, оказавшись на дне.
Тонущий Andrea Doria. Фото общественного достояния
А затонувший недалеко от Нью-Йорка Andrea Doria со временем превратился в магнит для аквалангистов. Где ещё вблизи от цивилизации найдёшь столь интересный объект для подводного исследования?!
Правда, сильные подводные течения, старые рыбацкие сети и оснастка корабля представляют собой серьёзную опасность. Счёт аквалангистов, погибших при погружении к итальянскому лайнеру, идёт на десятки.
В 1994-м известный ныряльщик Дэвид Брайт обнаружил в трюме лайнера нечто, напоминающее автомобиль. Но два года спустя, после очередного погружения к Andrea Doria у Дэвида развилась кессонная болезнь, и он вскоре умер от остановки сердца.
Свежие комментарии