На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автоблоги

112 567 подписчиков

Свежие комментарии

ЗИС-155. Всё только начинается!

В минующем октябре коллекция Петербургского Музея Автобусов, создаваемая под крылом СПб ГУП "Пассажиравтотранс", пополнилась новым экспонатом — ЗИС-155 1957 года постройки. Находка в своём роде уникальная: мало того, что столь древний экземпляр в принципе дошёл до наших дней, так ещё и дошёл в ходовом и достаточно комплектном состоянии!

В далёкие пятидесятые-шестидесятые именно ЗИС-155 был основным автобусом советских городов, являвшим собой упрощённую версию автобуса ЗИС-154, не в меру опередившего своё время. Вместо дизельного двигателя и электрической трансмиссии (предтечи современных гибридов, между прочим!) ЗИС-155 обладал обычным бензиновым двигателем и механической коробкой передач. Служили такие машины дольше, а проблем в эксплуатации — доставляли куда меньше.

2. Классик и современники

Автобус, которому всего-то 60 лет, чудом сохранился на Ставрополье. Залогом долголетия стала его необычная профессия: когда-то давно он служил звукоусилительной станцией ЗС-1000.
Звукоусилительная станция — это такой автобус, обвешанный матюгальниками, который изредка выезжает на первомайские демонстрации и парады девятого мая. Пассажиров такие машины, естественно, не возят, и большую часть жизни просто стоят в гаражах.

3. Первая жизнь: именно этот ЗИС-155 на улицах Ставрополя, 1981 год. Фото Олега Черникова

В восьмидесятые на замену ЗИСу в Ставрополь поступил звукоусилительный ПАЗ-672: более современный, мощный и компактный. ЗИС же передали узлу связи в городе Светлограде, что в сотне километров от Ставрополя на север. В Светлограде, райцентре Петровского района, он продолжил работать в качестве звукоусилительного автобуса на городских мероприятиях, а после поступления замены — был переоборудован "чем есть" в пассажирский, и стал развозить работников узла связи.

В 1990 году автобусу стукнуло уже 33 года: солидный возраст! Тогда его решили отставить от эксплуатации окончательно, но — случилось чудо: шедший было под нож ЗИС-155 был выкуплен работавшим на нём водителем, Юрием Мальцевым из Ставрополя.

4. Ставрополь, у проходной СПАТП-1, 1997 год. Фото Вадима Горбачёва

5. Ставрополь, у проходной СПАТП-1, 1997 год. Фото Вадима Горбачёва

Новый владелец пытался договориться с руководством ставропольского ПАТП-1, чтобы те оказали посильную помощь в восстановлении реликтового автобуса — однако понимания идея не нашла. Вести работы самостоятельно, без кола и двора — затея тем более нереальная. Так машина оказалась на садовом участке своего счастливого обладателя, но — судьбу сарая для барахла, как это бывает обыкновенно, она не разделила!

6. ЗИС прячется в зелени на садовом участке. Фото Павла Шило

27 лет (!) бывший водитель продолжал поддерживать автобус в исправном и ходовом состоянии, проводя все необходимые манипуляции по его обслуживанию — в меру сил и ресурсов, конечно же. Только его волей и стараниями уникальная машина сохранила боеспособность до наших дней!

7. ЗИС-155 на садовом участке в черте Ставрополя. Фото Павла Шило

Шли годы. Один в поле не воин — и поддержание автобуса на ходу оставалось единственным, что можно было дать ей в одиночку, располагая только садовым участком. Волей случая информацию о выжившем ЗИСе получает предводитель петербургского автобусного музея RetroBus. Миссию найти и добыть взял на себя приличнейший человек Paolo26: ему удалось раздобыть контакты хозяина, и зайти в успешно завершившиеся переговоры — за что обоим упомянутым товарищам ура!, ура!, ура!

Перед операцией по эвакуации ЗИС даже выбрался с тесных улочек садоводства своим ходом, и на эвакуаторе отправился в новую жизнь — в Санкт-Петербург

8. Погрузка ЗИСа на эвакуатор Первого автобусного парка ''Пассажиравтотранса''. Фото Павла Шило

А через несколько дней в пути, без остановок, автобус прибыл в питерский автобусный парк №1 — основную базу музейного проекта "Пассажиравтотранса".

И вот — самый ответственный момент, который весь собравшийся в парке консилиум встречает с замиранием сердца: капризный старик запускается и делает первые робкие шаги по ленинградской земле!


9. Надпись на крыше бокса осталась с прошлогоднего юбилея, но символичности не утратила

10. Корму прежний владелец пытался сделать самостоятельно, но завершить не успел

11. Кабина по нынешним меркам — абсолютно аскетичная. Но после ''полуторок'' шофёры были рады и такому

12. По правую руку от водителя — бензиновый двигатель ЗИС-124 на 90 лошадиных сил

13. Цацки — таблички и эмблемы — хозяин благоразумно снял на время консервации. Фото Павла Сварчевского

14. Салон был собран из элементов разных советских автобусов, и почти полностью утрачен. Зато многие детали, отсутствующие на фото, на самом деле приехали внутри

15. Покатушки по территории парка — для фотосессии

16. С нынешней гордостью парка — немецким Goppel Go4City19. Построен в единственном экземпляре, и почти случайно попал в Петербург, где и остался после испытаний

И, под занавес, ещё одно видео: новообретённый ЗИС в деле! В его случае, в 60 лет — всё только начинается!


17. Перед парковкой в сухом и отапливаемом помещении. Скоро в реставрацию!

Картина дня

наверх