На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автоблоги

112 567 подписчиков

Свежие комментарии

"Голиафы" Третьего рейха

В 1939 году немецкая фирма "Боргвард" выпустила под кодовым обозначением B-IV (Sd.Kfz.301) первый германский дистанционно управляемый робот-танк. По некоторым данным, за время Второй мировой на немецких заводах было собрано около тысячи B-IV. Использовать их предполагалось для прокладывания проходов в минных полях и уничтожения укреплений противника. Но впоследствии основной задачей гусеничных машин без экипажа стала борьба с танками противника.  

Тяжелый носитель зарядов B-IV (Sd.Kfz.301)
B-IV по немецкой классификации относился к так называемым "тяжелым носителем зарядов". Его вес превышал пять тонн. Управление осуществлялось по трехжильному кабелю (по некоторым данным, использовалось также и радиоуправление в УКВ-диапазоне). Машина должна была доставлять к цели полутонные бомбы и, сбросив их возле мишени, возвращаться на позиции. Однако использование такой тактики в танковых боях себя не оправдало. В конце концов, немцы стали переоборудовать B-IV. Вместо аппаратуры дистанционного управления на них ставилась пушка с расчетом из двух человек.
"Средний носитель зарядов" Sd. Kfz. 304 Springer, созданный на основе гусеничного мотоцикла Kleines Kettenkraftrad SdKfz 2, должен был заменить B-IV. При собственном весе около 2,5 тонн "Прыгун" перевозил заряд массой 330 кг и мог развивать скорость до 40 км/ч. Кстати, в некоторых источниках есть сведения о том, что в Springer немцы пытались использовать телекамеры, позволявшие управлять машиной без визуального контакта с ней. Но это было слишком дорогим удовольствием. До конца войны было выпущено не более полусотни "Прыгунов", которые практически никак не заявили о себе на полях сражений.

"Легкий носитель зарядов" Sd.Kfz.302 Goliath оказался более популярной моделью боевого робота. Вероятно потому, что обходился гораздо дешевле в производстве. По разным данным, за время войны в войска Германии поступили от 5 000 до 7 564 "Голиафов". Для управления ими использовался простенький пульт с тремя кнопками.

При весе менее 400 килограммов такая танкетка могла нести на себе от 75 до 100 килограммов взрывчатки. Она управлялась по кабелю, намотанному на катушку в корме. Длины кабеля хватало на 600-700 метров нехитрых маневров. Для транспортировки "Голиафов" к месту боевого применения использовалась специальная тележка, которую катили два человека.

По большому счету дистанционно управляемые мини-танкетки, в отличие от своих более тяжелых собратьев, являлись механическими "камикадзе" - самоходными бомбами, которые должны были подобраться вплотную к цели и подорвать ее вместе с собой. Сначала гусеничные роботы комплектовались электромотором и за счет этого могли передвигаться относительно тихо. Но электродвигатель оказался недостаточно мощным, и, кроме того, слишком капризным, дорогим и сложным в эксплуатации для одноразовой самоходной мины, поэтому в итоге "Голиафа" снабдили простеньким бензиновым мотором.
В бою, правда, и эти мины-самоходки оказались неэффективными машинами. Они передвигались с небольшой - менее 10 км/ч скоростью, а легкое бронирование не спасало "Голиафов" от плотного огня даже без применения серьезных противотанковых средств. Его, к примеру, останавливали пулеметные очереди. При этом внутренний заряд мог сдетонировать от обстрела. К тому же уязвимой частью танкетки был тянущийся за ней кабель управления, который перебивали не только пули и осколки, но даже саперная лопатка или нож. Попытки перейти на радиоуправление тоже не смогли превратить малютку - "Голиафа" в грозное оружие.

Впрочем, боевые гусеничные роботы, не сумевшие справиться с танками, довольно успешно использовались немцами в период Варшавского восстания: "Голиафы" - камикадзе проделывали для штурмовых групп проломы в возведенных на улицах баррикадах.

Средний носитель зарядов Sd. Kfz. 304 Springer

Легкий носитель зарядов Sd.Kfz.302 Goliath

 

Источник

Картина дня

наверх