Высокий расход топлива газотурбинным двигателем ограничивал запас хода танка, поэтому дозаправка танков была постоянной заботой службы обеспечения. Танки дозаправлялись при каждом удобном случае. Перед началом боевых действий подразделения тренировались в дозаправке на ходу и в организованных колоннах. Непосредственно в зоне боевых действий требовалось проводить дозаправку каждые 3...5ч. Высокий расход топлива вызывал озабоченность у членов экипажей и армейского персонала. Они считают, что топливная экономичность может быть повышена за счет установки вспомогательного энергетического агрегата.
Емкость баков танка «Абраме» составляет 500 галлонов (1900 л). Топливо находится в четырех топливных отсеках: 2 отсека - впереди, 2 отсека - сзади. В соответствии с оценкой военных, расход топлива танков «Абраме» составлял 7 галлонов на милю пробега (16,5 л на км), включая и работу двигателя на холостом ходу, при котором двигатель работал в основном для обеспечения работы танкового электрооборудования.
В ходе боевых действий экипажи старались обеспечить выработку в первую очередь задних баков из-за меньшего расхода времени на их дозаправку. Доступ к заправочной горловине передних топливных баков затруднен, так как для этого необходимо повернуть башню. В результате передние топливные баки служили как бы резервными емкостями, а экипажи использовали любую возможность для пополнения задних топливных баков.
Снижение расхода топлива ведется в двух направлениях:
-уменьшение работы основного двигателя на холостом ходу за счет установки вспомогательного энергетического агрегата, который должен снабжать энергией танковое электрооборудование при неработающем двигателе;
-разработка электронного управляющего блока, который повысит топливную экономичность на 18. ..20%, благодаря автоматической регулировки подачи топлива при работе двигателя на холостом ходу.
Частая дозаправка танков «Абрамс», вследствие отказов топлнвоподкачивающих насосов, также ограничивала протяженность маршей. Топливо подается из задних топливных баков в двигатель двумя топливоподкачивающими насосами, встроенными в топливные баки. Два задних бака связаны так, что в случае отказа одного другой служит в качестве резервного. Когда топливо в задних баках падает ниже 1/8 уровня, оно перекачивается насосом из передних баков в задние. Если перекачивающий насос отказывает, то питание двигателя уменьшается наполовину, так как топливо передних баков становится недоступным. Все подразделения сообщили в отчетах о ненадежной работе встроенных и перекачивающих насосов. Встроенные топливные насосы имеют высокую частоту отказов. Как сообщили экипажи и механики подразделений, танки зачастую работали только с одним исправным встроенным насосом. В случае отказа только одного насоса танк может выполнять боевую задачу. Если отказывают оба встроенных насоса, двигатель еще может получать топливо самотеком, но мощность двигателя, а следовательно, и скорость движения танка снижаются. Для замены правого встроенного насоса требуется более 4...5 и свыше 2...3 ч для замены левого. В случае невозможности получения новых насосов взамен отказавших некоторые подразделения вынуждены были сами их ремонтировать. Перекачивающие насосы также часто выходили из строя. Так, в 1-й пехотной дивизии в одной из рот три танка из четырнадцати не смогли выйти на позицию из-за отказов насосов. Экипажи объясняют эти отказы накоплением осадков на дне передних баков: перед развертыванием в боевые порядки танки не имели пробегов на большие расстояния, и топливо длительное время не вырабатывалось из передних баков, поэтому осадки забивают насосы и приводят к их поломкам. Армия планирует закупить новые топливные насосы с ресурсом 3 000 ч вместо - 1000 у серийных и провести их испытания.
Рассматриваются два пути повышения надежности перекачивающего насоса. Первый - изменение режима его работы таким образом, чтобы насос подкачивал топливо при 3/4 уровне баков, а не при 1/8. Это должно обеспечить более частую подкачку топлива и уменьшить вероятность накопления осадков. Второй - выполнить насос с большей подачей, способный перекачивать топливо при наличии осадков.
Частая очистка воздухоочистителей также служила причиной ограничения протяженности маршей танков. Воздухоочиститель танка «Абраме» был разработан для условий эксплуатации в Европе и США, включая Калифорнийскую пустыню. В зоне Персидского залива, однако, воздухоочиститель танка «Абраме» требовал более частой очистки из-за тонкого, подобного тальку, песка.
Армия учитывала экстремальные условия пустыни при развертывании бронетанковых подразделений в зоне Персидского залива и вынуждена была проводить частые и интенсивные обслуживания воздухоочистителей. Несмотря на это, случаи попадания пыли в двигатель начали проявляться сразу в ходе развертывания, выход из строя двигателей имел место во всех подразделениях. В частности, большое число отказов двигателей было в 24-й пехотной дивизии. Положение осложнялось нехваткой фильтрующих элементов (фильтров) в начальный период развертывания.
Несмотря на внимание, уделяемое тщательному проведению технического обслуживания воздухоочистителей, подразделения, прибывшие после 24-й дивизии также испытывали трудности из-за поломок двигателей по той же причине. Так, 1-я бронеразведывательная дивизия потеряла 16 двигателей во время тренировочных маневров. Другие подразделения также имели потери двигателей из-за пропуска пыли. Командиры и экипажи танков быстро поняли важность технического обслуживания воздухоочистителей ГТД в суровых условиях пустыни. Обслуживание воздухоочистителей включало: использование струи сжатого воздуха для удаления песка с фильтров и вытряхивание фильтров или легкие постукивания о корпус танка или землю для удаления песка.
Большинство танковых экипажей заявили, что вытряхивание фильтров было самым распространенным методом, поскольку он наиболее прост и требует меньшего времени. Экипажам было предписано проверять и очищать фильтры при каждой остановке на дозаправку, т.е. каждые 3...5 ч. В зависимости от погодных условий они останавливались даже более часто для очистки фильтров. Однако, несмотря на все эти меры, имели место отказы воздухоочистителей. Некоторые экипажи отмечали, что если бы в начале операции погода стояла такая, как в конце операции, то отказы воздухоочистителей проявились бы более остро. Экипажи 1-й бронетанковой дивизии заявили, что когда войска покидали Ирак, было сухо и пыльно, и они испытывали большие трудности в связи с забиванием фильтров - двигатели теряли мощность и танки снижали скорость. Пять танков были захвачены пылевой бурей и остановились из-за забивания фильтров через 15 мин. после начала движения. Два из них остановились снова из-за пропуска пыли в двигатель. Министерство армии рассматривает два возможных варианта решения проблемы воздухоочистки. Первый - установить на танк самоочищающийся воздухоочиститель с большей наработкой до технического обслуживания, второй - использовать забор воздуха через трубчатое воздухозаборное устройство, исключающее попадание сильно запыленного воздуха в фильтр.
Свежие комментарии