На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автоблоги

112 567 подписчиков

Свежие комментарии

«Письма счастья» завтрашнего дня: можно ли обмануть «Автодорию»?

 

Для тех, кто не в курсе: «Автодория» — это система автоматической фиксации превышения скорости, на основании данных с которой рассылаются «письма счастья».

Описание системы есть во множестве источников, в том числе и на официальном сайте «Автодории».

Если совсем кратко, то суть системы заключается в измерении времени прохождения автомобилем участка между двумя регистрирующими камерами.

Из расстояния и времени вычисляется средняя скорость, которая и идет «в зачет» автомобилю. В этом принципиальное отличие «Автодории» от многих других систем фотофиксации, оперирующих понятием «мгновенная скорость».

Регистраторы «Автодории» ничего не излучают (кроме ИК-потока для подсветки номерных знаков), поэтому существующими техническими средствами («антирадарами», они же радар-детекторы) не обнаруживаются. Остается только уповать на заранее созданные базы с расположением камер комплекса и использование их в смартфонах, навигаторах или тех же «антирадарах» с функцией GPS.

«Автодория» начала работать около двух лет назад в Татарстане, к сегодняшнему дню она принята в коммерческую эксплуатацию в восьми регионах РФ (Татарстан, Самарская, Ульяновская, Пензенская и Московская области, республики Северная Осетия и Ингушетия).

Еще в девяти регионах идет тестовая эксплуатация: система работает, но штрафы не рассылаются (Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская, Свердловская, Калининградская, Рязанская и Брянская области, республики Крым и Чечня). Это информация с официального сайта.

В отличие от привычных «Стрелок», «Кречетов» и им подобных радарных регистраторов, «Автодория» — полностью коммерческая система.

То есть государственно-муниципальные структуры не закупают эти комплексы, а берут их как бы в аренду. Установку и техническое обеспечение осуществляют специалисты фирмы-производителя, за свой счет. Они же аккумулируют на своих серверах информацию о нарушениях и передают ее в соответствующие подразделения ГИБДД.

Которые и рассылают штрафные квитанции. По словам гендиректора компании Антона Куховаренко, один регистратор стоит 35 000 руб. в месяц. И это, вроде как, единственный канал поступления финансовых средств. Однако существует не подтвержденная официально информация, что «Автодория» получает фиксированную сумму с каждого штрафа. Какова эта сумма, варьируется ли она в зависимости от региона и привязана ли к факту уплаты штрафа — коммерческая тайна.

Известно лишь, что «Автодория» — «длинный» инвестиционный проект, первую прибыль компания получила только в 2014 году.

Регистрирующие приборы производятся в том же Татарстане, на базе фирмы «Инфоматика».

Регистратор представляет собой комплекс из видеокамеры, ИК-прожектора, модема сотовой связи, приемника спутниковых сигналов и процессорного блока.

Navstar/ГЛОНАСС-приемник используется для синхронизации системного времени РТС, что является обязательным для системы, главным регистрационным параметром которой время и является. Но спутниковая навигация применяется еще и для определения местоположения регистраторов (координаты даже «вбиваются» в «письма счастья»).

Это важно: расстояние между двумя модулями не измеряется «по земле», а оценивается по спутникам. Без дорогостоящей коррекции колебания определения местоположения обычного ГЛОНАСС-приемника могут достигать десяти и более метров!

Для приёмника ГеоС-1М, использованного в «Автодории», даже по ТУ погрешность составляет четыре метра.

Точных характеристик «Автодории» в открытом доступе тоже нет, но мы можем поделиться с читателями техническими условиями (ТУ), в соответствии с которыми регистраторы и производятся.

Диапазон контролируемых скоростей — от 1 до 200 км/ч при погрешности измерения в пять процентов. Для скорости в 100 км/ч это будет 5 км/ч. Сравните со «Стрелкой», обеспечивающей погрешность не более 2 км/ч. А все потому, что погрешность определения координат «Автодории» — внимание! — шесть метров! Это все-таки многовато для прибора, на основании данных которого люди платят свои деньги.

Количество снимков в секунду — до 12. Если учесть, что при скорости в 100 км/ч автомобиль проходит 27,7 метров в секунду, а диапазон «зрения» фотокамеры в продольном направлении — около семи метров, то одновременно «Автодория» может сфотографировать максимум три автомобиля, по одному на каждой из трех полос движения (с учетом дистанции между автомобилями). Больше трех полос система не контролирует, на шестиполосном МКАД (внешняя часть в районе Лосиного острова) пришлось ставить два регистратора в линию.

Это хорошая «скорострельность», но меньше «стрелочной», та ведет одновременно до 40 целей на шести полосах движения с глубиной ведения 400-450 метров, а ГРЗ распознает в диапазоне до 50 метров. «Автодория» никого никуда не ведет, просто однократно «щелкает» номерной знак проезжающего автомобиля.

Из этого следует первый способ возможного противодействия «Автодории», не стопроцентный, но все же.

Поскольку угол зрения камеры ограничен, а сами регистраторы монтируют, как правило, на столбах вдоль правых обочин дорог, то на трехполосной магистрали максимальное смещение влево дает некоторую вероятность неполного распознавания.

На МКАДе, напротив, достаточно сместиться вправо, на техническую полосу.

Простейший и очевидный способ «обмануть» «Автодорию» — снизить скорость в зоне контроля, между двумя датчиками.

Даже если влетел под первый регистратор с серьезным превышением, то замедление позволит удержать среднюю скорость в заданных рамках.

Для определения месторасположения датчиков удобно использовать радар-детекторы с функцией GPS, в них закачиваются актуальные базы данных, и приборы предупреждают как о приближении к первому регистратору, так и о выходе из зоны контроля.

Можно также скачать одно из многочисленных мобильных приложений для смартфона.

 

К сожалению, официальных схем расположения камер «Автодории» в открытом доступе нет, приходится полагаться на «народные» базы данных.

В среднем, расстояние между двумя регистраторам «Автодории» составляет около километра. Чем оно меньше, тем проще «удержаться в рамках». Но уже есть участки длиною около пяти километров, на них приходится внимательно следить не только за скоростью, но и за показаниями радар-детектора/смартфона, дабы понимать границы зоны.

Поэтому лучше выбирать приборы с максимально наглядной индикацией нахождения автомобиля в зоне контроля. Увы, большинство «антирадаров» информационно ущербны, их индикация бывает недостаточной и непонятной.

А некоторые приборы способны лишь индицировать сам факт приближения к «Автодории», никак не уточняя, начало это участка или его конец.

Идеальным способом индикации было бы изменение цвета индикатора на, допустим, ярко-оранжевый в зоне контроля (а не плохоразличимые надписи и символы) с одновременным попискиванием. Но так пока никто не делает.

Вот, собственно говоря, и весь арсенал законного противодействия «Автодории».

До сих пор идут дискуссии о юридической небезупречности самой системы контроля средней скорости.

И часто можно встретить рекомендацию оспаривать такие штрафы в суде.

Дескать, КОАП не оперирует понятием «средняя скорость» и на этом основании есть возможность подвергнуть сомнению сам принцип измерения.

Увы, практика таких оспариваний выглядит пессимистично: ни одно дело до сих пор не было решено в пользу нарушителя. И это де-юре вполне обоснованно, так как КОАП вообще не уточняет, каким методом измерения было установлено нарушение. Некоторый шанс добиться пересмотра есть при незначительном превышении скорости, на четыре-пять км/ч.

При этом следует аппелировать к конструктивной погрешности комплекса в рамках этой величины.

Но доказать наличие этой погрешности тоже непросто, так как официальных документов, ее подтверждающих, сотрудники «Автодории» первым встречным не выдадут.

Что бы там ни говорил Антон Куховаренко в своих интервью, «Автодория» не является первой в России системой фотофиксации, оперирующей средней скоростью.

Во многих регионах России работают системы «Автоураган» и VOCORD Traffic. Причём они гораздо более функциональны.

Если «Автодория», кроме контроля скорости, может следить за рядностью (выезд на полосу общественного транспорта) и искать угнанные автомобили, то другие системы контролируют до десятка нарушений ПДД.

Почему же малоизвестная система из Казани, которой от роду всего три года, получила де-факто статус федеральной, обойдя своих более продвинутых в техническом плане конкурентов?

Все просто: «Автодория» аффилирована с министром связи и массовых коммуникаций РФ Николаем Никифоровым, выходцем, кстати, из Татарстана, где он тоже некоторое время возглавлял профильное региональное министерство.

Никифоров лично представил «Автодорию» премьер-министру Дмитрию Медведеву, после чего проект и получил «высочайшее одобрение».

Фирма «Стартобаза», которой владеет жена Никифорова, является главным инвестором проекта, вышеупомянутый Антон Куховаренко назвал ее «бизнес-ангелом Автодории».

Очевидно, что административный ресурс бизнес-ангела был основным фактором коммерческого успеха «Автодории».

Весьма интересно, что системы контроля скорости работают в отсутствии единого федерального стандарта. ГОСТ на них только разрабатывается.

«Автодория» подготовила свой проект ГОСТа на системы контроля средней скорости. Нам удалось с ним ознакомиться.

Там есть грубые нарушения принципов стандартизации, типа упоминания конкретных моделей различного измерительного оборудования, применяемого при испытаниях систем.

При этом в настоящее время вдогонку к этому стандарту готовятся еще два, более общих, на «специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для контроля за дорожным движением», которые на 3/4 дублируют текст стандарта на определение средней скорости.

Очевидно, что подобное дублирование, да еще когда разные разработчики описывают одни и те же технические требования совершенно по-разному, не имеет никакого смысла.

Поэтому вероятно, что сначала будут отработаны эти общие стандарты, а стандарт на определение средней скорости на его основе будет сделан ссылочным (если вообще появится). То есть вместо того чтобы перепечатывать техтребования из одного ГОСТа целиком в другой или дублировать своими словами, все общее для этих систем будет изложено в одном общем стандарте, а в других в соответствующих местах просто появятся на него ссылки.

Видимо, это та причина, по которой этот стандарт до сих пор так и не вышел, хотя по планам Росстандарта должен был быть утвержден еще в конце прошлого года.

На что еще можно обратить внимание: все это ГОСТ Р, то есть национальные стандарты.

Под какой-либо соответствующий технический регламент Таможенного Союза (при необходимости узаконить эти техтребования на таком уровне) придется на базе этих стандартов разрабатывать межгосударственные (просто ГОСТы), поскольку ссылки на национальные там уже не допускаются (а если и допускаются, то с большим скрипом до утверждения межгосударственного).

Вот так.

В принципе, ГОСТ Р рано или поздно будет принят, вероятнее всего, общий для всех систем.

Там наверняка будут нормативы по дистанции между двумя регистраторами и пояснение о том, можно ли строить зону контроля в пределах двух типов ограничений скорости (что ныне присутствует на Дмитровском шоссе в Московской области).

И не исключено, что в итоговые требования «Автодория» попросту не впишется! В этом случае «бизнес-ангел» вынужден будет делать дополнительные инвестиции в модернизацию уже установленных комплексов.

Или же «Автодория» лишится своего федерального статуса, уступив место более совершенным разработкам.

Впрочем, последнее маловероятно, все-таки административный ресурс — великое дело.

А нам пора приучаться ездить под недремлющим оком «Автодории», это наше будущее, наш завтрашний день.

Или не нарушать.

 

Источник

Картина дня

наверх