Какой кавказец не любит быстрой езды? Вы удивитесь: именно тот, который проживает на том самом Кавказе, и в особенности — в Чечне! Нет, ездить быстро он любит, но вот держать машину на штрафстоянке — точно нет, а ведь именно туда она скорее всего и попадет, если надумает нарушать. Местная дорожная полиция контролирует соблюдение ПДД чуть ли не на каждом перекрестке. Возможно, в это сложно поверить, но на дорогах Чеченской Республики нет каких-то грубых нарушителей, нет стреляющих из пистолета в воздух, нет танцующих на дороге лезгинку и всего того остального бреда, что порой пишут на просторах интернета. Нет, нарушители, конечно же есть, но их очень мало, и любое нарушение жестко пресекается.
Самый частый вопрос, который задают в интернете: можно ли ездить в Чечне с тонировочной пленкой на стеклах? Категорически нет! Нельзя. По крайней мере, нельзя делать это постоянно: для местных жителей фактически действуют более строгие нормы, чем предписано в ПДД. Даже если затонировано только заднее стекло, его в лучшем случае «расклеят» прямо на месте, в худшем — придется забирать машину через несколько дней со штрафстоянки ГИБДД. Причины, по которым тут действует такое строгое законодательство, никому не понятны. Был неофициальный указ главы Чеченской Республики о том, чтобы все машины растонировали. Сказано — сделано!
Тут есть одно большое но: если у вашего автомобиля заводские тонированные стекла (не пленка, а именно стекла), то никаких проблем нет, но только в том случае, если они честно заводские. К примеру, на Toyota Camry на российском рынке не идут тонированные стекла. Если вы заказали стекла из Китая или другой страны, то вынуждены вас огорчить: сотрудники ГИБДД не многословны, и очень быстро общение пойдет по сценарию, описанному выше.
Подобные проблемы касаются только людей, прописанных в Чечне, либо тех, кто не прописан, но постоянно находится в республике. Регион маленький, большинство автомобилей и водителей сотрудники помнят, поэтому долго и безнаказанно ездить никому не дадут. Если вы заезжий турист либо приехали на пару недель, то к вам никаких претензий не будет. Существует неофициальный закон — «приезжих не трогать». Но речь только о задних стеклах, с «бункером» вам придется распрощаться в любом случае. Причем такие лояльные (да-да, именно лояльные) правила появились буквально недавно, до них даже сам Рамзан Ахматович ездил на полностью растонированном автомобиле. Как сейчас помню его жесткую фразу в адрес начальника ГИБДД на местном телеканале — «Хочу видеть насквозь!». Спорить с главой решились не многие, поэтому вместо глухих черных стекол на машинах местных автомобилистов быстро появились рыбки и надпись «Аквариум».
Если вы любитель выпить, то вам в Чечне будет неинтересно. Алкоголь в продаже отсутствует, найти его можно лишь в одном магазине на всю республику, и то с 8:00 до 10:00. Если вы местный, купить его там сложно. Но а если вы все-таки выпили и сели за руль, то должны знать, что в случае остановки с вас будут спрашивать по всей строгости закона и вне его. У вас вообще могут конфисковать автомобиль, а если вы в нетрезвом состоянии совершили еще и ДТП, то пиши пропало. В этом случае вы можете даже стать звездой местного телеканала. И это будет не развлекательное шоу.
Откупиться не получится никак, взятки местные сотрудники ГИБДД не берут вообще. Был даже случай, когда полицейскому просто в знак благодарности кинули 500 рублей и он их принял, а данную сцену увидел глава Чеченской Республики, который в ту же секунду его уволил. Инспектор ГИБДД никогда не возьмет взятку только по той простой причине, что он, скорее всего, уедет прямиком с вами в места не столь отдаленные. Так что даже не пытайтесь протянуть купюру и договориться, этим вы только усугубите свое положение. Лучше просто поговорить по-человечески и просить снисхождения, в 90% случаев вам пойдут навстречу.
Важный момент: помимо инспекторов ГИБДД на дорогах нередко стоят сотрудники различных специальных ведомств. Чаще всего это происходит вечером, местные это называют «рейд». Почти всегда это ОМОН или СОБР, но иногда просто люди в черной или военной форме без опознавательных знаков, очень серьезно вооруженные. Сразу предупреждаем, останавливаться стоит в любом случае, перечить никому не нужно. Поняв, что вы приезжий, вас, скорее всего, сразу отпустят и пожелают счастливого пути. Если попросят открыть багажник или досмотреть салон, то следует обязательно подчиниться.
Надо ли опасаться, что вам что-нибудь подбросят? Не стоит. И качать права — тоже. Фразы типа «а я вам не обязан!», «составляйте протокол досмотра!», «предъявите удостоверение!» могут вызвать подозрение и усугубят ситуацию.
При этом народ здесь гостеприимный, вам помогут в любом доме, чтобы ни случилось, но когда в Чечне просят любезно открыть багажник, небрежный отказ будет выглядеть как что-то очень подозрительное. Дело не в том, что сотрудники полиции придирчивые, как раз наоборот, просто менталитет и понятия натолкнут на мысль о какой-то непонятной провокации, ведь невиновный человек просто откроет багажник и поедет, верно? Вообще сотрудников полиции в Чечне бояться совсем не стоит, любую помощь вам сразу же окажут. Если случилось что-то серьезное, то информация моментально доходит до самого верха власти, и не дай Бог вам кто-то в чем-то отказал, или еще хуже — способствовал неприятной ситуации. Этот человек будет уволен либо наказан (не спрашивайте как), можете быть уверены.
Вообще правила поведения на дорогах в Чечне делятся, наверное, на две части: для местных и для приезжих. Если вы не местный и допустили какое-то не очень серьезное нарушение ПДД, то сильно переживать не стоит, в основном сотрудники идут навстречу и проводят просто воспитательную беседу, все зависит от тяжести и степени наглости вашего нарушения. Если все стоят, а вы демонстративно поехали на красный сигнал светофора, то наказания вам не избежать. Но если вы, к примеру, от незнания города просто завернули на одностороннюю дорогу «против шерсти», и сотрудник реально видит, что вы всего лишь запутались, то он с большой вероятностью вас отпустит. Повторим: главное — не пытаться его подкупить, нужно просто по-человечески объяснить ситуацию.
Контроль за порядком на дорогах жесткий, и борются не только с лихачами, но и с любителями особо вызывающего тюнинга. Как бы удивительно это ни звучало, но именно «посаженных» Приор в Чечне не встретишь, за последний год данный вид тюнинга фактически искоренили. Та же участь постигла и любителей незаконного ксенона в фарах. А вот поставить диски большого диаметра и сделать легкое занижение (без царапанья асфальта лонжеронами) никому не запрещают.
Автомобили для тюнинга выбирают самые разные, но лидером популярности является наша любимая Лада. Если раньше все массово покупали Приоры, то теперь рынок завоевывает Vesta. Да и вообще тольяттинская марка здесь традиционно популярнее, чем, например, в Москве.
В затылок Ладе дышит, безусловно, Toyota. Количество Toyota Camry и Corolla трудно описать словами, это нужно видеть. Toyota тут на каждом шагу в буквальном смысле. Вообще складывается впечатление, что продажи Camry в России держатся только на одной Чеченской Республике. К слову, Toyota недавно публиковала данные о том, что продажи Camry в России достигли четырех сотен тысяч штук. Угадайте численность населения Грозного...
Немало на дорогах и Ford Focus и Mondeo. Первых в разы больше. Также немало «корейцев» Solaris и Rio. Они постепенно начинают теснить на вторичном рынке тольяттинскую продукцию. Немало Мерседесов, в основном это GLE и E-class. Пожалуй, на этом характерные особенности автопарка республики заканчиваются. Это если говорить об основной массе. Конечно, есть и Range Rover, и BMW, и Audi, но далеко не в таком количестве. Почему?
Теперь о состоянии дорог. Даже если у вас машина с минимальным клиренсом (да здравствует сообщество БПАН), переживать не стоит: в самых труднодоступных местах в горах уже проложили дороги не хуже, чем в Германии, разве что в некоторых селах и на окраине Грозного изредка встречается гравийная дорога либо старый асфальт с парой ям. Все основные направления укатаны асфальтом отличного качества.
С качеством топлива ситуация неоднозначная. Крупных сетевых заправок «Лукойл», «Газпромнефть», BP и тому подобных в регионе нет. Есть лишь две-три известные АЗС, расположенные в Грозном, куда привозят топливо отличного качества, на остальных оно среднего уровня. Пару лет назад ситуация была намного печальнее, именно по этой причине дизельные машины непопулярны. Буквально недавно спрос на них начал расти, поскольку качество солярки все-таки повысилось. Тем не менее, если вы привыкли использовать АИ-92, то вам точно стоит перейти на АИ-95 в этом регионе.
Похожая проблема и с ремонтом автомобилей. Неисправности ходовой и наиболее распространенные прочие поломки вам еще могут устранить. Если у вас не слишком современный автомобиль с кучей электроники, то с основными видами ремонта вам тоже помогут. А вот в более сложных случаях либо разведут руками, либо, что еще хуже, с гордостью возьмутся за дело, при этом не имея представления о том, как это нужно делать правильно и по регламенту. Даже местные зачастую увозят автомобили для ремонта в другие регионы, поэтому в случае серьезной поломки доставляйте автомобиль к официалам. К сожалению, ближайшие — в Минводах, это где-то 350 км от Грозного.
Местное гостеприимство и взаимопомощь — это, наверное, отдельная тема для публикации, мы коснемся лишь автомобильного направления: сломалась машина, спустило колесо, закончились деньги или бензин — на дороге вам точно помогут, довезут и еще дома накормят, даже спать у себя уложат, правда, колыбельную не споют. Считается, что по традициям чеченцев даже кровник, постучавшийся в дом своего врага и просящий помощи, имеет право на защиту. В реальности это подтверждается. Пока тот в доме, его никто не имеет права трогать, поэтому если с вами случилась беда, то можете смело просить о помощи первого встречного, наверняка вам помогут.
Еще один стереотип о Чечне касается преступности. Здесь ее нет вообще! Угоны в республике отсутствуют. И нет, сюда не перегоняют угнанные автомобили. В статье о местном авторынке мы уже рассказывали о том, что тут крайне небольшая вероятность нарваться на угнанный автомобиль. То же можно сказать о других вариантах криминала. Переживать на тему того, что вас могут ограбить… об этом даже задумываться не стоит. Вспоминается случай, когда мой близкий друг, приехавший из другого региона, оставил машину у дороги, но получилось так, что он оставил ее с кошельком на передней панели и открытыми окнами, и мы все поехали отдыхать в горы, а вернулись только ночью, наевшись шашлыков. В этот момент любопытно было наблюдать за эмоциями нашего друга, который подъехал к автомобилю и узрел открытое окно. Именно в этот момент он понял, какую ошибку совершил. Выскочив из машины бледным и в седьмом поту, он понял, что все вещи на месте. Мы-то знали, что здесь ничего не возьмут, воришек попросту нет. Да, есть риск стать жертвой мелкого криминалитета (скорее от рук приезжих из других регионов), и вообще береженого Бог бережет, но хозяину машины и в голову не могло прийти, что за весь день никто туда даже не заглянет. Поэтому если вы вдруг оставили автомобиль открытым на парковке, то хвататься за сердце не стоит.
Кстати, о парковке, она тут совершенно бесплатная, платных в республике нет, за исключением аэропорта. И вот тут у администрации города сильный просчет: в городе мало выделенных мест под парковку (речь о Грозном). Поскольку выделенных мало, то люди паркуются где попало, ГИБДД их гоняет, эвакуации в городе нет, штраф за это никто не выписывает. Поэтому в этом плане полный хаос. Спасает только местный менталитет, сотрудники ГИБДД просто подходят и просят убрать машину, штраф за это почти никогда не выписывают. Но если вы видите какое-то административное здание, где нет знаков «Остановка запрещена», но все равно не стоят машины, то вам тоже там парковаться не стоит. Скорее всего, тут действует негласный запрет на парковку, и полицейские примут машину за подозрительную. Ненароком могут и забрать автомобиль. Нет, штраф с вас не возьмут, но допросят, безопасность здесь превыше всего.
Если вы, будучи приезжим, попали в ДТП, сильно переживать не стоит, достаточно просто оформить все как обычно и ехать дальше. У местных все по-другому. По сложившимся традициям виновник ДТП несет ответственность за ремонт автомобиля, и никакая страховая тут не поможет. Точнее, страховая поможет, вот только сначала виновник должен возместить полный ущерб, а потом уже разбираться со страховой сам. Но есть и положительные стороны, зачастую бывают случаи, когда участники аварии просто расходятся без предъявления каких-либо претензий. Если посмотреть статистику ДТП, то в республике почти не регистрируются мелкие аварии, люди либо совершенно мирно расходятся, либо оказываются какими-то дальними родственниками (следовательно, все решается по обоюдному согласию). Конечно, есть отдельные личности, которые страдают даже за мелкую царапинку и требуют ремонта, но это скорее выходящий из правил человек, чем система.
А вот на что вам точно стоит рассчитывать, так это на то, что в случае малейшего ДТП до вас не быстро доедет скорая или МЧС, а знаете почему? Потому что в ту же секунду остановится буквально тысяча человек и сделают все возможное, чтобы помочь вам и вашим пассажирам. Они сами вскроют любой зажатый автомобиль, довезут до больницы, помогут деньгами, вас будут вытаскивать из горящей машины ценой своей жизни без доли чувства самосохранения. В 90% случаев до места ДТП даже скорая доехать не успевает, как вас уже довозят до медучреждения очевидцы. Такой менталитет — люди всегда молниеносно бегут на помощь друг другу. В случае аварии вы можете рассчитывать на то, что остановится каждый проезжающий автомобиль, к вам прибегут с аптечками и огнетушителями. Кстати, в Чечне есть даже скорая помощь в виде экипажа на мотоцикле! Да-да, фельдшер и водитель едут на мотоцикле, если нужна срочная помощь, так иногда добраться легче. Нет, на спортбайке больного не увозят, не подумайте, вся идея в том, чтобы оказать быструю медицинскую помощь.
Одежда — это отдельный подпункт вашего автопутешествия по Чечне. Дело в том, что в республике строго запрещено носить шорты, показывать оголенные ноги. Категорически запрещается ходить или ездить без верхней одежды, снимать майку на людях, особенно при женщинах, за это реально могут побить. Также нельзя выражаться грубо, материться, повышать тон в общении, говорить в приказном тоне — все эти моменты могут восприниматься как личное оскорбление, что тоже чревато ужасными последствиями. Девушкам следует знать, что если вы ходите в слишком откровенном наряде, это непременно будет порицаться и вызывать возмущение.
Ну и, наверное, главное, о чем стоит рассказать — какие места непременно стоит посетить в Чеченской Республике. На первом месте — восстановленный из руин Грозный, без преувеличения один из самых красивых городов на Северном Кавказе, если не самый красивый. Центральная мечеть «Сердце Чечни» не оставит вас равнодушным, высотки Грозный-Сити, смотровая площадка, с которой весь Грозный как на ладони, ну и знаменитый проспект Путина и Эсамбаева с десятками ресторанов, в которых действительно очень вкусно готовят, «Парк любви», выстроенный из тысяч цветочных сердец, — все это лишь малый перечень мест, которые стоит посетить в Грозном.
Но мы же автомобилисты, где же можно погонять? Для этого есть автодром Fort-Grozny, сам он закрыт, в большинстве случаев поездить по треку не удастся, но всегда открыт картодром высокого класса, так что запас адреналина вам будет обеспечен.
Есть и вторая известная мечеть в городе Аргун, построенная уже в современном стиле. Если вы будете ехать в горы, то она тоже вам попадется. Также стоит посетить озеро Кезеной-Ам. Оно расположено на высоте более двух тысяч метров над уровнем моря, глубоко в горах. Кристально чистое, с бирюзово-голубым оттенком воды. О том, как добраться, переживать не стоит, до самого озера идет прекрасная дорога с извилистыми серпантинами. Но если вы вдруг решили оставить машину в Грозном, то дальше можно доехать и на маршрутке, она выезжает из Грозного каждые несколько часов. На берегу озера располагается гостиница, поэтому с ночлегом тоже проблем не будет. Не менее прекрасные места и в Шатойском районе, там в селении Нихалой есть ряд водопадов, высокие скалистые ущелья. На территории располагаются домики для гостей, ресторан и места, где вы можете отдохнуть всей семьей и пожарить шашлыки.
Итум-Калинский район встретит вас Ушкалоевскими башнями и древним заброшенным городом Цой-Педе (обязателен паспорт, там пограничная застава), а Галанчожский район подарит незабываемые впечатления от нетронутой природы Галанчожского озера, но туда без полного привода не добраться. Все районы прекрасны как зимой, так и летом.
Что касается погоды, тот тут из года в год ситуация разная. Примерно с декабря бывает холодно, речи о каких-то страшных морозах не идет, температура почти всю зиму положительная, лишь иногда столбик термометра зимой уходит в минус. Зачастую бывает так, что в феврале теплеет до +20-25 градусов, и в то же самое время через два дня может ударить мороз на пару дней до -10-15. Снег в Грозном отсутствует в принципе, он почти всегда тает, лежит лишь пару дней. Совсем другая картина в горной местности: если отъехать всего километров 30 в горы, столбик термометра может опуститься с +5 до -15, и вместо пыльного Грозного вы очутитесь в двухметровых сугробах снега. Облачность и зимой и летом почти всегда отсутствует, солнышко греет круглый год.
Так что запрягайте своих «железных коней» и смело выдвигайтесь в один из южных регионов нашей необъятной родины.
Свежие комментарии