Мы платим не за нефть, а за государство.
Рыночная цена на топливо, как и на другие товары, формируется соотношением спроса и предложения. Однако политика правительства в России направлена на его постепенное удорожание.
Справедливости ради следует признать, что топлива у нас нет, нет, и оно дешевеет.
Если взять этот год, то в апреле, например, нефть упала вдвое по сравнению с февралем, а средняя цена литра АИ-95 на заправках упала на три копейки, АИ-92 - на шесть (тоже копейки). А в начале 2016 года на фоне такого же двукратного падения цен на нефть бензин временно подешевел на рубль.Почему не больше сейчас?
Сколько на самом деле стоит топливо?
При нынешней цене бензина (47–48 рублей за литр АИ-95) масло стоит три-четыре рубля.Скорее, это себестоимость добычи, поскольку сама нефть была создана природой бесплатно на радость российской экономике.Еще несколько процентов приходится на затраты на переработку и транспортировку топлива, часть - на прибыль НПЗ и АЗС.И львиная доля цены (около 70 процентов) приходится на выплаты в бюджет.Существует четыре налога: добавленная стоимость, добыча полезных ископаемых, дополнительный доход от добычи углеводородов и акцизный налог.
Что делает правительство?
Российская экономика давно и прочно зависит от доходов от нефти и газа. Их доля в федеральном бюджете в 2019 году составила 40,8%. На них основано относительное благополучие граждан. За последнее десятилетие в промышленности снизилась доля всех секторов, кроме сырьевых. При такой зависимости, если долларовые цены на нефть падают, то вслед за ними идет рубль, а в рублевом выражении стоимость сырья внутри страны немного снижается. Соответственно, и у бензина нет причин дешеветь.
Более того, если на международном рынке нефть дешевеет, государство поднимает внутренние налоги: нужно чем-то наполнять бюджет. В результате нефтяные компании и заправочные станции также склонны повышать цены для экономии доходов. А бензин вместо того, чтобы дешеветь, дорожает. Просто замкнутый круг! Правительство даже не пытается его нарушить, потому что этим питается бюджет.
Акцизы на топливо регулярно растут. На одном уровне они оставались долгое время только один раз: с 2005 по 2010 год, потому что именно в этот период нефть выросла с 40 долларов до рекордных 147, и все чувствовали себя очень хорошо даже без акцизов.
Как вырос акциз?
Немного истории. В январе 2001 года акциз на бензин с октановым числом выше 80 был установлен в размере 1850 рублей за тонну. В 2005 году - уже 3829. С 2011 года налог рассчитывался исходя из класса экологической безопасности топлива, а акциз по Евро-5 повышен до 5143 рубля. С 2012 года он увеличился до 6822, сейчас - 12752. Расслабляться рано. Уже решено, что в 2021 году акциз на Евро-5 составит 13 262 рубля, а в 2022 году - 13 793 рубля.
Кстати, с 2019 года также повышен НДС с 18% до 20%. Согласно закону, государство не вправе диктовать бизнесу цены на нефтепродукты, но, заботясь либо о психическом здоровье конечных потребителей, либо о собственном благополучии, оно пытается сгладить резкие скачки цен различными способами. хитрые меры, чтобы рост соответствовал среднемесячной инфляции и Путин особо не ругался.
Опять же, справедливости ради следует отметить, что в принципе удается. Так, с 2001 по 2020 год инфляция в стране составляла 450%, а розничные цены на АИ-95 выросли всего на 400%. В то же время стоимость бензина не упала резко, когда нефть на международном рынке подешевела, и не взлетела, когда сырье быстро дорожало.
Что сейчас происходит?
Сегодня цены, возможно, упали, как в 2016 году, но с 2019 года в отрасли введено правило, которого раньше не было.
Если в какой-то момент экспортные цены на нефть оказываются выше внутренних цен, то государство компенсирует компаниям часть убытков, которые они несут из-за того, что они не повышают цены на топливо в стране (и речь не идет о цена реальная, но о государственной оценке (в 2020 году она составляет 53 600 рублей за тонну бензина).
Такая ситуация продлилась до февраля 2020 года, и за год государство выплатило компаниям 305 млрд рублей компенсации.
Если расчетные цены на внутреннем рынке окажутся выше, чем за рубежом, нефтяники сами должны уплатить в бюджет долю своей сверхприбыли на внутреннем рынке. Мы наблюдаем эту картину с марта, когда цены на нефть в мире резко упали. Нефтяные компании уже заплатили несколько сотен миллиардов, и им, наверное, их жалко. Не снижая сейчас цены, они, возможно, пытаются переложить часть платежей в бюджет на плечи потребителей. Ведь платить надо от ориентировочной фиксированной цены, а не от реальной.
К тому же пандемия тоже усугубляет ситуацию. Весной, например, из-за почти двукратного падения спроса на бензин компании торговались в убыток. Какие там скидки.
Свежие комментарии